Сердечная недостаточность
Курорт! классное место! Такое благодатное, что чувствуешь себя… ватной плюшкой, беспечной и воздушной. Вот, даже сравнение подобрала, как будто пребывая в полной неге..
Одним из таких замечательных райских мест на земле является Дагомыс – для меня, по крайней мере. Несколько лет назад я привезла сюда отдыхать и своего девятилетнего сына. Оздоравливались. Северному ребенку пригодились соляные пещеры, ингаляции, ванны… В санатории были и другие процедуры - посерьезнее - для пациентов с разного вида хондрозами, сердечной недостаточностью… Нас это не касалось - мы «шли по более легкому направлению». И радовало здесь все. Мы ходили по парку с цветущими магнолиями, катались на лифте до пляжа и обратно, с удовольствием плескались в бассейне.
Но нашлось одно, что несколько портило приятные впечатления… Соседка за нашим столом. Это была неприятная особа! Она напоминала «графиню» из книги моего детства «Бронзовая птица», которую я недавно читала сыну: «высокая, худая старуха... Эта черная, неподвижная фигура казалась мрачной и зловещей в пустынном молчании заброшенной усадьбы». Конечно, я не хотела говорить об этом сходстве сыну. Но он сам это заметил. Потому что вот - не в усадьбе, а за нашим столом сидела «графиня», будто сошедшая со страниц книги, и сверлила нас глазами-буравчиками.
Если мы приходили раньше, то садились так, чтобы за нашей соседкой было видно небо, парк и море вдали, а сама она становилась темным пятном на этом фоне. Ну а уж если не успевали и удобное место было занято, то нам приходилось сидеть спиной к пейзажам и таращиться на невыразительную стену и на картину с белым конем, старательно отводя взгляд от неприветливого лица.
Я уважаю людей элегантного возраста и бескорыстно могу помочь пожилому человеку. Но не подобной неприятной особе! Наверное, она всю свою жизнь только и делала, что злилась. Кстати, она, скорее всего, заметила наше желание сидеть лицом к окошку и поэтому приходила к столу все раньше и раньше, занимая место с видом на море. Так что нам приходилось все чаще смотреть на белого коня, а мне - думать о том, как же не повезло с соседкой. Вон за тем столом - две «наши», северянки, с которыми мы познакомились. За другим вижу мамочку с детишками. За третьим - приятная семья. Пару раз спросила - никто не хотел меняться с нами местами. Скорее всего, горделивая молчунья ни у кого не вызывала симпатии и, как я убедилась, гуляла по парку она тоже в полном одиночестве.
Впрочем, выйдя из-за стола, мы тут же забывали о ее существовании. Как говорится, она сама по себе, а мы сами по себе.
Я уже упоминала, что мы любили проводить время в бассейне. Мой ребенок хорошо плавал и даже поражал скоростью заплыва. Впрочем, чипсы он любил не меньше, поэтому частенько присаживался рядом со мной на шезлонг и хрумкал пачку за пачкой - пользовался курортной вседозволенностью по полной программе. Вот так мы и сидели, пока не засмотрелись на спортивного вида девушку в купальной шапочке. Она уверенно поднялась на вышку и спрыгнула вниз «ласточкой». Знаю, что это один из самых красивых прыжков, и спортсменов, выполняющих их, называют «летящими над водой». Пролететь надо вниз головой, а затем войти в воду без брызг, что и сделала эта бесстрашная. Затем она вынырнула и брассом легко доплыла до борта бассейна - причем мы с Артемкой с восхищением смотрели на нее. А когда она поплыла назад на спине, то мы с сыном заметили и горделивый профиль, и знакомые черты лица. Да, читатель, это была наша соседка, в чем мы и убедились, когда она - стройная, подтянутая - вышла на борт бассейна и легкой походкой пошла в раздевалку.
За обедом я, прервав обычное за нашим столом молчание, вымолвила:
- Мы вас видели в бассейне. Я и мой сын просто восхищены. Вы такая… Я даже приняла вас за девушку-спортсменку.
Она посмотрела внимательно. Легкая улыбка коснулась ее губ.
- А давайте сегодня погуляем в парке вместе, - сказала она.
Найдя в нас благодарных даже не собеседников, а слушателей, Элеонора Павловна живо стала рассказывать нам о себе. Богатая биография комсомолки, спортсменки и просто красавицы… Действительно, когда она вспоминала, она преображалась, молодела. Черты лица становились мягче, глаза лучились. Хорошая биография хорошего человека. Всю жизнь проработала на одном предприятии - часовом заводе, а в свободное время приоритет отдавала занятиям спортом. Появилось это увлечение еще в трудные послевоенные годы. Она, ученица начальной школы, записалась в кружок гимнастики. Способности у Эли были хорошие, но нужна была еще и форма для занятий. Когда она попросила у своей родственницы, та оборвала сироту: «Вот еще! И так мы тебя кормим, теперь и спортивную форму подавай!» На следующее занятие Эля не пришла. Пропуски - один за другим - заметила тренер, нашла девочку в школе, принесла сатиновые штанишки и маечку - как говорят, «б/у». И все наладилось. Спорт шел с ней по жизни, принося успех и счастье, а также друзей. Звания, награды, победы! Кандидат в мастера спорта, а среди подруг - просто Березка, таким именем нарекали только за исключительную грациозность. Слушая все это, я прямо-таки ощущала, как мое сердце то сжималось от жалости, то расправлялось от гордости за мою собеседницу… А Элеонора вдруг сама себя остановила. Я подумала: «Ну вот, с какой радостью она все вспоминает! И как же ей, наверно, жаль осознавать, что все в прошлом!» Но я снова - и уже второй раз - ошиблась в этом прекрасном человеке. «Знаете что?! - воскликнула Элеонора Павловна. - А давайте-ка мы с вами пойдем в горы! Не беспокойтесь, подходящую одежду я вам мигом найду. У меня здесь, в Дагомысе, есть друзья, и мы всей нашей группой собираемся в поход. Выходим через пару часов, а вернемся завтра к обеду, как раз успеем к моему отъезду из санатория. Представляете: палатки, гитары!.. Вы даже не предполагаете, какая прекрасная природа там, за забором этого санатория!»
Буквально раскрыв рот, я посмотрела на нее и пролепетала: «Так это… Мы на завтра купили экскурсию на целый день - в чайные домики». («Да чтоб они провалились!» - в сердцах оценила я значимость для меня в этот момент этих домиков.) «Поэтому мы не можем пойти с вами», - сгорая от любопытства, что же там за интересная компания, продолжила я. И закончила подходящими, как мне показалось, словами: «Вы чудесная, вы суперрасчудесная женщина! Как жаль, что Вы уезжаете, и мы с Вами уже не увидимся. Но для нас с сыном, знаете, какой вы запомнитесь? Вот есть БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ. А вы будете УХОДЯЩЕЙ В ГОРЫ»…
«По-моему, ей понравилось это выражение! Да-да, ей понравилось!» - ликовала я, очень надеясь, что эти несколько дней она не замечала нашего напряженного молчания и могла списать его на то, что мы просто не знакомы. О, как же мне было стыдно за то, что за суровой внешностью не сразу разглядела увлеченную и умеющую увлечь других натуру, живущую кипучей жизнью. Когда же люди научатся за милыми улыбками видеть притворство или коварство, а за неулыбчивостью - душевную доброту? Вопросы, вопросы… Разговоры с сыном о таких людях, которые могут стать примером, стоит только не пройти мимо… Стоит только проявить достаточно сердечности, элементарного внимания. Нет, не зря все-таки мы приехали в этот санаторий. И смогли - хотя бы по отношению к одному человеку - вылечиться от сердечной недостаточности.
Вера ЗОЛОТОВА