Хочешь порядка? Учись управлять!
Но чувство ответственности в собственниках еще нужно воспитать Изменить менталитет россиян – только это поможет повернуть ситуацию в сфере ЖКХ в лучшую сторону. О воспитании чувства ответственности в собственниках многоквартирных домов шла речь на II Всероссийской ассамблее «ЖКХ-2024», в которой принял участие и корреспондент «НГ». Одни говорили о том, что владельцы квартир просто не знают о своих правах и обязанностях, другие считают, что они этого знать не хотят, поэтому предпочитают пустить все на самотек.
Ассамблея - это не только площадка для обмена опытом между представителями власти, бизнеса и экспертного сообщества, но и инструмент генерации новых идей, направленных на развитие жилищно-коммунальной сферы. Ставшее уже традиционным мероприятие, которое на этот раз проходило в Казани, было посвящено сразу нескольким темам: управлению многоквартирными домами, энергоэффективности, просвещению граждан в сфере ЖКХ и общественному контролю.
Я бы в коммунальщики пошел…
Участники ассамблеи говорили о многих проблемах, с которыми они сталкиваются по мере обветшания жилого фонда и реализации реформы ЖКХ, будь это переселение из ветхого и аварийного жилья, модернизация систем коммунальной инфраструктуры или проведение капитального ремонта. Также многие выступающие отмечали, что сфере ЖКХ необходимы молодые заинтересованные кадры. Но для этого в первую очередь нужно ввести самостоятельное направление высшего профессионального образования. Сегодня работники сферы - это специалисты смежных отраслей. Руководитель Союза молодых строителей озвучил итоги анализа: по его словам, в отрасли остаются лишь 15 процентов выпускников строительных вузов. Тему непрофессионализма поддержала специалист службы технического надзора. Он считает, что низкое качество проектно-сметной документации и слабый строительный контроль, встречающиеся повсеместно, - прямое следствие кадровой проблемы.
Потребитель или собственник?
Есть мнение, что главная проблема в ЖКХ – это отсутствие активного сознательного собственника, иначе говоря, заказчика услуг по управлению. Не секрет, что зачастую трудно организовать даже общее собрание владельцев квартир. Так, руководитель одного из товариществ нашел способ «услышать» голоса собственников домов. Собрания у них проходят заочно. На обратной стороне квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг ТСЖ печатает повестку дня и бланк для голосования. И потом вместе с оплатой за ЖКУ руководство получает и ответы на вопросы повестки. Кворум на таких собраниях – не менее 80 процентов.
В прошлом году в России стартовал совместный проект ВПП «Единая Россия» и Министерства строительства и ЖКХ «Школа грамотного потребителя». Участники ассамблеи предложили переименовать его в «Школу грамотного собственника», ведь многие владельцы квартир и вправду чувствуют себя только потребителями: какая-то созидательная инициатива, если и исходит, то чаще всего от обслуживающей организации, а не от жильцов. Поэтому мало кто сегодня видит в собственниках полноценных участников управления многоквартирными домами. Жилищный кодекс 10 лет назад передал эти функции именно собственнику, который к этому все еще не готов. Об этом же говорит статистика - в стране лишь в 10 процентах многоквартирных домов созданы ТСЖ. Причина еще и в том, что непросто прийти к согласию жильцам одного дома, например, первых и верхних этажей: кого-то волнует протекающая крыша, другой хочет навести порядок в подвале...
С полным текстом этой публикации можно ознакомиться в газете «Наш город» № 3 от 15 января 2015г.
Зульфия ФАРВАЗОВА
Фото автора