Обучаем играя

29 января 2015

- Ла-ла-ла, ла-ла-ла! Ласточка гнездо свила. -Ло-ло-ло, ло-ло-ло! Ласточке в гнезде тепло, -  дети старательно повторяют за педагогом, внимая каждому ее слову. Логопед детского сада «Теремок» Наталья Барабанщикова закрепляет у воспитанников произношение звука «л»…

В логопункте дошкольного учреждения по-домашнему уютно, светло. На столах-трансформерах - зеркала, яркий раздаточный материал. Девчонки и мальчишки в ответ  на просьбу охарактеризовать тот или иной звук  поднимают не совсем обычные карточки. Зеленая подушечка означает согласный мягкий звук, грецкий орех - согласный  твердый…

Как пояснила Наталья Барабанщикова, на индивидуальные и групповые занятия к ней приходят воспитанники старших и подготовительных групп в возрасте от 5 до 7 лет. Зачастую ребята не могут произносить какие-либо звуки. Эту речевую проблему называют фонетическим дефектом, или косноязычием, когда, к примеру, ребенок говорит «р» горловое, «л» губное. Нередко встречается  отсутствие фонематического слуха. Ребенок не распознает тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой, к примеру, гора - «кора», жук - «щук», рыба - «лыба», шапка - «сапка».

По мнению логопеда, избежать многих звуковых дефектов можно, если  ребенок с рождения слышит литературную речь, родители ему читают вслух книги, включают  качественные мультфильмы, не сюсюкают с ним и не укорачивают при произношении  слова.

В работе над речевыми проблемами и постановкой звуков педагог использует синтез различных упражнений и даже массаж.

- Уже после нескольких сеансов ребенок легко произносит звуки, которые ранее ему не поддавались, - рассказывает Наталья Николаевна. - Доказано, что развитие моторики рук неразрывно связано с произношением, речью. Безусловно, выполняем артикуляционную гимнастику. При помощи нее подготавливаем губы и язык для постановки различных групп звуков. Кроме того, хороший эффект дает пальчиковый массаж, интерактивные коррекционные игры, но больше всего детям нравится песочная терапия.

…Воспитанница усаживается за световой планшет. Педагог предлагает создать рисунок из песка на тему «Пойдем в путешествие» и таким образом закрепить произношение звука «л».

- Полина,  что ты будешь рисовать?

- Травку, цветы и солнышко…

Девочка аккуратно выводит пальчиком листочки и одновременно проговаривает за педагогом: «Ла-ла-ла. Ландыш мы рисуем. Лы-лы-лы. Какие мы молодцы!»

- Молодец, Полиночка! Умничка!

Время занятия пролетело незаметно.  Интересуюсь, как педагогу удается найти подход к каждому ребенку, заинтересовать и, конечно же, исправить различные дефекты речи.

- Со звуками знакомимся в привычной для этого возраста форме - в виде игры. Ключевой принцип - обучаем играя. Чтобы добиться положительного результата, мне приходится быть в одном лице и логопедом, и психологом, и даже актером. Важно найти подход к воспитаннику. Понять, с каким настроением он пришел на занятие. Ведь любые упражнения, массаж будут сделаны впустую, если у педагога не будет контакта с ребенком, - подчеркнула логопед.

А это Наталья Барабанщикова делает с легкостью. За 18 лет работы в детском саду «Теремок» у педагога накоплен большой багаж знаний, бесценный опыт. В прошлом году она награждена почетной грамотой Минобрнауки РФ. Коллеги говорят, что она любит детей и целиком отдается работе. При этом семья Натальи Николаевны - большая, с супругом  Сергеем они воспитывают трех дочерей: Анастасию, Таисию и Варвару. Дом - полная чаша. Чтятся православные традиции, устраиваются семейные праздники. И дома, и в детском саду  у нее работа спорится. И в этом она вся - логопед Наталья Барабанщикова.

 

Нина ГУЛЬТЯЕВА

Фото Сергея ДУГИНА

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер