От дробушек до игрушек
Впервые я встретила маленьких артистов в ярких красочных нарядах, с неподдельным задором исполняющих русские народные песни, в прошлом году, на открытии их первой выставки декоративно-прикладного искусства. Сейчас учащиеся отдела музыкального фольклора детской школы искусств стали немного старше и с еще большим удовольствием ходят на занятия к своей любимой учительнице.
Отдел музыкального фольклора - молодое: первый набор учащихся состоялся осенью 2012 года. «В Челябинске я больше 20 лет занималась фольклором, а несколько лет назад, приехав в Муравленко, сразу загорелась идеей создания таких классов, где дети смогли бы изучать русскую культуру и историю нашего народа», - говорит Лариса Горбунова, заведующая отделом музыкального фольклора.
По первому образованию Лариса Владимировна - дирижер-хоровик. Как-то увидев глиняные игрушки, заболела фольклором настолько, что решила поступить в Челябинский институт культуры и искусств, ныне академию, на отделение фольклористики.
«Конечно, учиться заочно было сложно, особенно первый год, - вспоминает Лариса Горбунова. - Мне тогда пришлось совмещать учебу с работой и воспитанием первоклашек. Но в целом пять лет в институте пролетели незаметно, потом я долго руководила отделениями фольклора в челябинских школах искусств».
Сейчас программа обучения, разработанная преподавателем, включает в себя несколько предметов - это фольклорный ансамбль, народная хореография, сольфеджио, игра на музыкальных инструментах, народные традиционные ремёсла.
Балалайка, флейта, баян - ребята сами выбирают музыкальные инструменты. А азы игры на ложках, трещотках и рубеле постигают все воспитанники отдела, начиная с подготовительных классов. Этому их обучает преподаватель Татьяна Вяльшина. На уроках хореографии ребята изучают различные дробушки, притопы, шаги, элементы русского народного танца.
По словам учащихся, один из самых любимых предметов - «народные традиционные ремёсла», где преподаватели знакомят их с историей промыслов, учат изготавливать и расписывать глиняные игрушки. Многие из ребят лепят разные фигурки и дома.
«Мы всегда начинаем с каргопольской традиции. Изготовление таких игрушек дается детям легче. А когда они привыкнут к глине, научатся с ней обращаться, мы берем школы посложнее - филимоновскую, тверскую, хлудневскую, дымковскую… - говорит Лариса Горбунова. - Мои ученики осваивают пока технологию изготовления игрушки, традиционную роспись, но совсем скоро мы будем учиться разбираться в значениях разных символов и цветов, используемых в той или иной традиции. Со старшими ребятами планирую начать бисероплетение. На наших занятиях мы много времени посвящаем музыке, поэтому и игрушки мы делаем музыкальные. Какой восторг видишь в глазах детей, когда им удается самим сделать свисток!»
Помогает Ларисе Владимировне и молодой преподаватель Ирина Неустроева, она ведет занятия с самыми маленькими воспитанниками детской школы искусств - учащимися подготовительного класса.
Сейчас там занимаются 29 детей. Самой маленькой ученице - четыре года. Несмотря на столь юный возраст, Рита такая серьезная девочка, что преподавателям остается только удивляться.
«Я сначала думала, что она - первоклассница, и не понимала, почему девочка ходит на занятия с подготовительной группой, - говорит Ирина Александровна. - «Подготовишкам» нравится то, что у них здесь настоящие занятия, где нужно сидеть за партами и выполнять разные задания».
Дети занимаются по трем программам: предпрофессиональной, обучение по которой длится восемь-девять лет, общеразвивающей, рассчитанной на четыре года, и эстетической.
«Для развития ребенка изучение фольклора будет отличным выбором. Тут есть возможность попробовать себя и в танце, и в пении, и в игре на музыкальных инструментах. А главное - он прикоснется к нашей истории, что важно в современном мире. Мы помогаем детям адаптироваться в жизни, научиться чувствовать себя свободно и открыто», - сказала Лариса Владимировна.
Анастасия ПОНОМАРЁВА
Фото Юлианны ФАЛЬШ