Пэча волитэх, или Здравствуйте!

6 марта 2015

Второклассники первой школы, что при интернате для детей коренных малочисленных народов Севера,  пригласили своих одноклассников на не совсем обычный мастер-класс, связанный с традициями гостеприимства.

Воспитанники, конечно же, поприветствовали гостей на своем родном языке и пригласили пройти в чум, который установлен на территории детского учреждения.

- Скажите, а что там, внутри?

- А там темно или светло? - опережая события, выкрикивали ребята.

Руководитель мастер-класса, педагог Елена Каткилева пояснила, что согласно обычаю гостеприимства мужчины  обмениваются рукопожатиями. Первым в чум входит хозяин жилища, вслед за ним другие мужчины, а потом женщины и дети. Мальчишки, соблюдая традиции, пожали друг другу руки и поспешили во внутрь, за ними последовали и девчонки.

Для большинства учащихся 2 г класса побывать в  жилище народа ханты – большое событие.  Уже с первых минут встречи в адрес руководителя мастер-класса посыпались вопросы:

- А почему народ ханты до сих пор живет в чумах?

 - А печку чем топят?

- Уютно. И даже игрушки есть! А они из глины или дерева?

Ребята щебетали, как воробышки, усаживаясь на миниатюрные лавочки за столы. Им пояснили, что гости должны уважительно относиться к хозяевам чума и вести себя скромно.

…Стало слышно, как в железной печурке потрескивают дровишки. В трубе что-то тихо гудело. Гости с интересом осматривали  внутреннее убранство чума, вглядывались в отверстие вверху, в которое то и дело падали снежинки, но почти сразу же таяли и испарялись. Девочки-хозяйки разливали чай, а Елена Каткилева начала свой неспешный рассказ, подключая ребят к диалогу.

- Ребята, а какие еще северные народы проживают в России?

- Коми-зыряне, ненцы, селькупы, якуты, чукчи…

- У каждого из них, как и у народа ханты, свой язык, традиции и обычаи. Многие кочуют, поэтому строят для себя жилища, которые легко разбираются и собираются. У народа ханты это чум - удобный переносной дом. Летний покрывается брезентом, зимний - оленьими шкурами.

Дети пили чай, ели конфеты и внимательно слушали педагога. Рассказывая о традициях, Елена Каткилева подчеркнула, что ханты, как и другие северные народы, очень гостеприимны. Родственники никогда не предупреждают о своем приезде, потому что знают - их встретят в любое время суток, накормят блюдами из оленины или рыбы, угостят горячим чаем. Также приветливы ханты и к любому другому путнику, которому требуется ночлег или помощь.

- Если случайный гость приехал поздней ночью, хозяйка должна зажечь лампу, растопить печь, вскипятить чайник и накормить-напоить путника. Если у человека сломался транспорт или нарты требуют ремонта, то ему обязательно предложат ночлег. Если хозяйка не встретит гостя так, как того требует обычай, то о ней может пойти молва как о  нехорошем человеке, - рассказывает Елена Даниловна.

Как и многие другие аборигены, ханты трепетно относятся к сохранению устного народного творчества. Родной язык живет в  песнях и загадках. А легенды и сказки принято рассказывать и гостям.

Второклассники с интересом послушали сказку «Как олени стали рогатыми», а потом педагог поинтересовалась:

- Ребята, в чем, по-вашему, польза от оленьих рогов?

- Наверное, они красивые.  Их вешают в домах для украшения. 

- Верно. А еще дети используют оленьи рога в национальных забавах и играх,  взрослые - при изготовлении оленьих упряжек, украшают мужские пояса и ремни,  ножны, вырезают  сувениры.

Обряд гостеприимства имеет еще одну особенность. После трапезы гостей-мужчин приглашают состязаться в ловкости и меткости. Женщины остаются в чуме, убирают со стола, ведут беседы о рукоделии,  делятся секретами мастерства.

…Снег блестит на солнце. Ветра нет. Оттепель. Ребята высыпали на улицу. После небольшого инструктажа они один за другим стали прыгать через нарты. Многим может показаться, что занятие довольно простое, но это не совсем так. Для выполнения упражнений требуется хорошая физическая подготовка.

Потом дети пробовали свои силы в метании тынзяна на хорей. Предварительно ребята из интерната показали своим одноклассникам мастер-класс по наматыванию на руку тынзяна, или веревки из кожи оленя. Затем они продемонстрировали, как надо метать его на хорей, или шест, по принципу забрасывания лассо. Замечу, что не у всех получилось сразу выполнить упражнение качественно, но мальчишки не унывали. По их довольным лицам было видно, что результат для них не особо важен. Ведь главное, что они познакомились с традициями и обычаями  одноклассников, пообщались друг с другом в неформальной обстановке и получили колоссальный заряд положительных эмоций.

 

Азиз Мамарасулов:

- Не знал, что чум такой вместительный, а на печке можно даже готовить еду. Больше всего понравилось прыгать через нарты, а вот метать тынзян на хорей, оказывается, не совсем просто. Нужны тренировки.

Анастасия Пуха:

- Понравилась сказка «Как олени стали рогатыми». Поучительная. Игрушки не совсем обычные. Люлька для куклы из бересты, фигурки оленей и нарты вырезаны из дерева. Одежда у народа ханты яркая, расшита красивым орнаментом.

Нуран Алиев:

- Я в чуме уже второй раз. Понравились загадки про птиц, зверей и северные ягоды, на некоторые было трудно найти ответы. Угощение вкусное. Здорово!

 

Нина ГУЛЬТЯЕВА

Фото автора

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер