Правильно дышать, слышать и говорить научат логопеды

19 марта 2015

«У нас большая проблема. Дочка учится в первом классе. Но правильно читать и писать у неё не получается. Пишет так, что дети в классе смеются, а учителя - удивляются. Вместо «день» пишет «дэн», «молоко» – «мололко». Ведь она неглупая и слышит хорошо. Была весёлая, а теперь – молчаливая и обидчивая, - сетует мама семилетней Вики. - Что делать? Почему так происходит?»

После беседы логопеда с матерью выяснилось, что девочку не учили правильно произносить слова. Работать над этим нужно было еще в дошкольном возрасте. Считая забавным её картавость, родители не поправляли свою дочку, речь развивать не стремились: мало разговаривали и не читали ей книг. В результате у девочки оказалось недоразвитие речи, которое затруднило обучение чтению и письму уже в школе.

Именно для того чтобы предупредить такую проблему, в детском саду «Дельфин» функционируют четыре речевые группы для ребят от пяти до семи лет со сложными нарушениями речи. Основные задачи этих групп - исправление звукопроизношения, обучение звукобуквенному разбору, анализу и синтезу слов, развитие фонематического слуха и  обогащение словарного запаса.

Кроме этого, в саду есть логопункт, где специалисты занимаются коррекцией звукопроизношения. В этом году начал функционировать кабинет биологической обратной связи (БОС), где работают с детьми над развитием дыхательного аппарата.

Ежегодно в детском саду «Дельфин» логопедами проводится обследование детей трёх с половиной и четырёх лет. На следующий год, по заключению специалистов, ребят расформировывают по группам и начинают активно заниматься индивидуально.

- По статистике, детей с речевыми нарушениями становится всё больше и больше, - говорит руководитель творческой группы по коррекционно-речевому развитию Лора Шинкаренко. - В основном группы заполнены мальчиками, девочек с речевыми нарушениями меньше. Ежегодно набираем 35 человек.

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребенок должен уметь точно воспринимать их на слух.

На речь ребенка может повлиять неправильный прикус, который возникает из-за долгого сосания соски или пальчика и из-за того, что во время сна ладошки находятся под щекой. На произношение некоторых звуков влияет отсутствие передних зубов. Большую роль играет длина языка, очень высокое нёбо, размер уздечки во рту. Все незначительные физиологические дефекты логопеды стараются исправить при помощи артикуляционной гимнастики.

Не такие, как все?

- К сожалению, некоторые родители с недоверием относятся к логопедическим группам и без особого желания переводят в них своих детей, - говорит Лора Николаевна. - Они говорят: «Да, мой ребёнок плохо говорит, но я не хочу, чтобы он был вместе с такими детьми».

Папам и мамам надо знать, что в логопедические группы приглашают детей с нарушением речевого развития при абсолютно нормальном интеллекте. Шесть логопедов занимаются с детьми ежедневно в течение практически всего дня, и это дает хорошие результаты.

 Мама, папа! Я всё слышу!

Логопеды напоминают: ребёнок воспринимает не только обращённую к нему речь, но и разговоры взрослых между собой. Поэтому родители и все близкие должны строго следить за своей речью, за тоном, темами разговоров, выбором слов и выражений. Взрослые должны стараться говорить правильно и внятно. А безобидное на первый взгляд неправильное детское произношение слов должно не умилять родителей, а настораживать. Возрастные особенности речи действительно существуют, но они должны исчезнуть к четырем годам. Пятилетний возраст наиболее оптимальный для коррекции речи.

 

Мария ТИМОЩЕНКО

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер