Когда сухие рукава
Чужая жизнь порою кажется намного счастливее, чем собственная, а чужая работа - легче. Это, конечно же, если судить поверхностно, не вникая в детали. Вот чем, например, занимаются пожарные, когда в городе нет ни дыма, ни огня? «Спят», - отвечают некоторые.
Действительно, спят. Но только после отбоя, не заправляя постели и прямо в форменной одежде. Общая спальня казарменного типа находится в шаге от боевых машин. Между ними на стеллажах «на старте» - боевая одежда дежурного караула. В случае пожара спасатель в считанные секунды «впрыгивает» в нее, а через минуту уже рискует своей жизнью.
Строго по распорядку
Недавно с фотокорреспондентом мы побывали в шестой пожарной части и провели всего несколько часов, наблюдая за несением службы дежурного караула в «безпожарное» время, и этого вполне хватило, чтобы в очередной раз проникнуться глубочайшим уважением к представителям этой поистине благородной профессии. Наше появление немного смутило спасателей, но из привычной колеи не выбило. Здесь все строго по уставу, по распорядку. Дневальный проверил документы гостей и проводил к начальнику караула.
Непростой начкар
Янтарь Джурсунов в пожарной части - личность легендарная. От его коллег нам не раз приходилось слышать о смелости и мужестве начкара во время ликвидации пожаров, боевом прошлом. Сам он во всё это не углубляется - скромничает. Только особая военная выправка выдает в нем настоящего офицера. Выпускник Фрунзенского суворовского, а также Коломенского высшего артиллерийского командного училища, десантник, отец троих сыновей - достойный пример для подражания. К своим подчиненным относится по-отцовски, вместе с тем требовательно. Они же с ним - и в огонь, и в воду…
Развод по-боевому
«К экстренному выезду каждый пожарный готовится с утра. Первым делом, придя на работу, на специальном оборудовании проверяет исправность своего дыхательного аппарата для пожаротушения», - рассказывает Янтарь Джурсунов. Разговор продолжает Антон Подгорный, старший пожарный второго караула «6 ПЧ ФПС по ЯНАО»: «Триста атмосфер, под которыми находится кислород в баллоне, способны разорвать легкие человека. Чтобы этого не произошло, важно регулярно проверять герметичность маски, а также исправность редуктора и легочного автомата, которые снижают давление до четырех-пяти атмосфер. Затем мы переодеваемся и отправляемся на развод. Так называется построение, на котором руководством части проводится осмотр личного состава и выдается приказ о заступлении на службу. Оба караула: тот, который сдает смену, и заступающий на дежурство - в боевой одежде. Каждодневная боеготовность пожарных проверяется очень тщательно».
Экзамены по сменам
Действительно, развод проводится, можно сказать, по всем законам военного времени - пожарные демонстрируют исправность боевой одежды: все замки и защелки должны легко закрываться и открываться, сам защитный костюм, со специальным прочным ремнем, на котором крепятся топор, веревка, краги (жаропрочные варежки), должен быть неповрежденным, и отвечают на вопросы. Настоящий экзамен устраивают им командиры, проверяют знание устава, техники безопасности, нормативов. Спасатели не теряются. Все это они знают, как говорится, назубок. Но тренироваться не перестают. Ежедневные занятия в учебном классе, а также развертывание пожарных рукавов, подъём по штурмовой лестнице на четвертый этаж в боевой одежде весом более пяти килограммов, а с дыхательным аппаратом еще дополнительно от десяти до пятнадцати, вязка спасательной веревки.
Чревато последствиями
Есть в распорядке дня дежурной смены и время для чаепития, обеда и ужина. Начальник караула постоянно находится на связи с центральным пунктом и доносит поступившую информацию своим подчиненным. Например, если в городе ведутся ремонтные работы и какая-то часть дороги перекрыта, водитель должен знать об этом, и в случае срочного выезда просчитать кратчайший маршрут. «Также нам очень важна информация, где находятся неисправные гидранты, - говорит Антон Подгорный. - Всего в карауле шестнадцать человек, из них один в случае пожара остается в части, остальные выезжают на проведение спасательной операции. Действия всех пожарных расписаны до мельчайших подробностей. И если во время пожара вдруг обнаружится неисправный гидрант, то на поиски другого уйдет время, что чревато последствиями».
Спасать, защищать, служить…
«Наша основная боевая задача - спасать людей. Именно быстрые и отработанные до автоматизма действия помогают ее четко выполнять, - говорит Александр Мемнов, старший пожарный второго караула «6 ПЧ ФПС по ЯНАО». - Работа у нас не просто ответственная, а особенная. Здание сгорит, можно новое построить, а вот человека не вернуть». Александр Валерьевич, как и большинство его коллег, пришел в пожарную охрану после службы в армии. Всегда мечтал носить погоны, защищать, охранять, спасать. Служить ему довелось в батальоне оперативного назначения, после чего в своем профессиональном выборе уже не сомневался. В пожарной части он работает четырнадцатый год. Самым трудным для него был пожар на Еты-Пуровском месторождении в 2003 году. Со стихией боролись пятнадцать дней и ночей. Беда повторилась там же через два года, в День пожарной охраны. Огонь властвовал более двух недель. Признается, что каким бы храбрым человек ни был, страх не за себя, так за других все равно присутствует.
Работа настоящих мужчин
Правда, люди иной раз ведут себя весьма беспечно, что становится причиной большинства пожаров. Руслан Фархутдинов, старший пожарный второго караула «6 ПЧ ФПС по ЯНАО», прошел боевое крещение во время тушения горевшего на промзоне вагончика. Тогда погиб человек, предположительно, он и был виновником возгорания.
Пожарный считает свою профессию престижной. «Это работа настоящих мужчин, - говорит он. - А чтобы не допускать гибели людей, я стараюсь всегда быть в хорошей физической форме, регулярно посещаю спортзал в нашей части, а также городские секции, принимаю участие в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, футболу».
Влезть в игольное ушко
Пожарный караул - это не просто коллеги, встречающиеся во время дежурной смены и разбегающиеся по домам по ее окончании. Это семья, в которой каждый знает, что товарищ в беде не бросит, не струсит, а при необходимости поддержит и подставит свое плечо. Антон Артемов за свой небольшой срок службы смог лично убедиться в этом. «В первые несколько минут, пока мчишься до места происшествия, охватывает некое волнение, - говорит он. - Мы на самом деле никогда точно не знаем, что там ждет, но на пожаре уже бояться и переживать некогда, надо быстро и слаженно его ликвидировать. Однажды мы с начкаром Джурсуновым запрыгнули на чердак пылающего кафе «Сладкоежка», залили все водой, стали выбираться обратно, и оказалось, что отверстие, через которое мы проникли в здание, очень маленькое, пришлось искать другой выход...»
Конечно же, пожарные - такие же люди, как и все остальные. Каждого из них дома ждет семья. Но вот ежедневная готовность вступать в неравный бой со стихией и отличает их. Это, на мой взгляд, уже и есть героизм.
Татьяна КОЗАРЬ