Откровенный разговор с Татьяной Курбановой
Ученику с директором своей школы очень редко предоставляется возможность поговорить по душам. Мне удалось, но случилось это почти через десять лет после того, как прозвенел мой последний звонок.
Правда, все годы, что я учился, Татьяна Васильевна была завучем, но уже тогда у нее была репутация самого требовательного педагога, настоящей грозы двоечников и прогульщиков.
«Быть учителем хотела с детства»
Сейчас Татьяна Курбанова - директор пятой школы, член «Команды 89». Наша беседа проходила за чашечкой ароматного чая в ее рабочем кабинете.
«Всё детство прожила в Дагестане, в станице Александро-Невская, ходила там в восьмилетку, в старшую школу ездила в соседнее село, а институт по специальности «учитель физики и математики» окончила в Махачкале», - рассказывает педагог. Желание стать учителем появилось у нее еще в начальной школе. «Я очень любила свою классную руководительницу и старалась ей подражать, - делится воспоминаниями Татьяна Васильевна. - Звала к себе домой подружек, усаживала их на диван рядом со своей бабушкой, брала табуретку и писала на ней мелом какие-то простейшие примеры, а мои «ученики» их решали».
В Муравленко Татьяна Курбанова приехала в 1985 году вместе с мужем и сыном. Начинала работать учителем физики в первой школе, затем решила попробовать себя на другом поприще. «Устроилась в одну из частных фирм, - рассказывает директор школы. - Но задержалась там ненадолго: страсть к учительскому делу оказалась сильнее меня, и я пошла работать в пятую школу преподавателем информатики. Правда, с компьютером тогда все были на «вы», и мне с коллегами приходилось составлять учебные планы с нуля».
«Компьютер стал обыденностью»
«Раньше каждый урок информатики для детей был главой из какого-то фантастического романа, они с удовольствием учились программировать, и с некоторыми из них мы засиживались до 11 вечера, готовясь к олимпиадам», - вспоминает Татьяна Васильевна, одновременно подливая мне чай в кружку. Сейчас же, по ее словам, компьютер стал обыденностью и не вызывает таких эмоций у школьников.
Тем не менее педагог положительно относится к внедрению современных технологий в образовательный процесс. «Я слежу за всеми электронными новинками, которые можно использовать при обучении детей. Недавно ездила на курсы в Екатеринбург и видела там парту, у которой рабочая поверхность выполнена в виде сенсорного экрана, но это чудо очень дорого стоит, - говорит Татьяна Курбанова. - Возможно, со временем и у нас такие появятся. Еще несколько лет назад мы и мечтать не могли об интерактивных досках, нетбуках для первоклассников, компьютерах и свободном доступе в Интернет в каждой аудитории. Однако благодаря губернаторскому проекту «Школа Ямала - территория Wi-Fi» и введению новых образовательных моделей, например, «1 ученик: 1 компьютер» - всё это теперь у нас есть».
«У меня воевали два деда и свёкор»
Татьяна Курбанова считает, что патриотическому воспитанию в школах должно уделяться повышенное внимание. «Необходимо проводить тематические классные часы, на уроках литературы отводить больше времени на изучение произведений о подвигах советского народа, причем не раз в год, а постоянно.
В этом плане огромную работу в год 70-летия Победы проделали члены Местного отделения партии «Единая Россия» и «Молодой гвардии», благодаря их стараниям в городе прошло множество мероприятий патриотической направленности», - говорит директор школы.
По словам Татьяны Васильевны, все темы, которые связаны с Великой Отечественной войной, очень близки для нее. «У меня воевали два деда и свёкор, - рассказывает педагог. - Наша семья просто не могла не принять участие в акции «Бессмертный полк». Мы нашли фотографию отца моего мужа, заказали портрет, и мои дети - я посчитала, что именно они должны это сделать - прошли с ней в руках в одном строю вместе с остальными горожанами. А 9 Мая, увидев сотни муравленковцев, идущих в одной колонне, я подумала о том, что так уходили на фронт наши отцы, деды и прадеды. Меня тронуло это до глубины души, и я расплакалась».
«Проект «Забота» - отличное начинание»
«С каждым годом - а здесь я живу с 1985-го - наш город становится всё лучше. Особенно это стало заметно в последние пять лет: возводятся новые спортивные сооружения, появилось много мест, где дети могут заниматься творчеством, а какая замечательная акция по озеленению Молодёжного сквера недавно прошла! Никогда бы не подумала, что увижу в Муравленко цветущие сирень и яблони», - поделилась впечатлениями Татьяна Васильевна.
Педагог отметила, что и в нашем городе, и в регионе в целом уделяется большое внимание пенсионерам и инвалидам. «Социальный проект «Забота» - отличное начинание, - говорит директор школы. - Я всегда задаюсь вопросом: почему иногда так случается, что человек, вышедший на пенсию, становится не нужен обществу? Он же отдал свое здоровье и силы государству или предприятию, на котором работал, а они о нем просто забывают. Поэтому замечательно, что есть такой социально ориентированный проект».
«Нужен индивидуальный подход»
Но всё же в социальной сфере есть направление, которому, по мнению Татьяны Васильевны, нужно уделять больше внимания - работа с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. По словам педагога, за время работы в школе ей удалось пообщаться со многими папами и мамами трудных подростков, и она считает, что проблемы у детей появляются не всегда из-за беспечности их родителей. «Источник может быть какой угодно, поэтому к каждой такой семье нужен индивидуальный подход», - отметила педагог.
P.S. Татьяна Васильевна очень интересный собеседник: она отлично разбирается в том, о чем говорит, и позиция всегда ею хорошо аргументирована и подкреплена богатым жизненным опытом.
Фото Юлианны ФАЛЬШ
Евгений ЧЕРНИГОВСКИЙ