Громкий спорт
В день молодежи, который отметили в Муравленко не так давно, прошли первые в нашем городе соревнования по автозвуку. Зрителей на них собралось много, и спортсмены с трудом находили место возле своих «болидов». Правда, даже не все соревнующиеся до конца понимали, что же на самом деле замеряют судьи. Ведь, несмотря на слово «звук», присутствующее в названии мероприятия, рефери тестировали совсем не его громкость…
Пролить свет на некоторые нюансы этого вида спорта с удовольствием согласились два муравленковских энтузиаста, занимающиеся в нашем городе автозвуком уже практически на профессиональном уровне - Руслан Гоцкало и Евгений Кузнецов.
«В соревнованиях, состоявшихся в Муравленко в День молодежи, судьи измеряли звуковое давление в автомобиле, - говорит Руслан, - Громкость звука при этом значения никакого не имела. Также на вердикт жюри не влияла, например, мощность оборудования и многие другие показатели. А вот на состязаниях, в которых мы с Женей участвуем за пределами нашего города, проводимых под эгидой международных организаций, критериев оценки может быть больше, например, иногда нужно попадать в определенный интервал по мощности оборудования».
На крупных соревнованиях участникам приходится, действительно, гораздо сложнее. Так, по словам Евгения, в Сургуте и Ханты-Мансийске на этапах чемпионатов России и мира соответственно судьи при оценивании учитывают значительно больше показателей, чем было в Муравленко. «На статусных состязаниях рефери проверяют правильность выбора сечения силовых проводов, подбор предохранителей и их размещение в доступных для быстрой замены местах, - рассказывает Евгений. - Кроме безопасности также оценивается мастерство установки каждого из компонентов аудиосистемы, интеграция их в единый стиль салона и автомобиля в целом. То есть для судей важна вся проделанная участником работа. При этом марка автомобиля и стоимость компонентов роли не играют - автозвук, наверное, единственный вид автоспорта, где «Ока» может на равных потягаться с Bentley».
Кстати, у Евгения и его сына, с которым он ездит на соревнования, как раз «Ока». И они на этой машинке выиграли один из этапов чемпионата мира по автозвуку, проходившего в Ханты-Мансийске, в классе Street Stock 1k (мощность установленного на автомобиль оборудования не должна была превышать одного киловатта). Единомышленник Евгения, Руслан, не отстает от него: он также занял первое место, но в категории повыше - Street Stock 2k.
Город не спит?
При закрытых дверях и окнах музыку из машин Руслана и Евгения не слышно: одно из важнейших условий для машины, участвующей в соревнованиях по автозвуку, - хорошая шумоизоляция. Да и они - люди уже взрослые и после работы предпочитают улучшать свое авто в гараже, а не гонять по городу, выкручивая ручку громкости на максимум. Кстати, по их словам, чтобы правильно смонтировать акустическую систему для соревнований, нужно обладать хорошими знаниями физики и инженерной графики, а также быть неплохим электриком.
«Оборудование из того, что покупаю в магазинах или заказываю в Интернете, приходится переделывать «под себя». Да и проводку нужно монтировать самому. Без определенных навыков тут не справишься», - утверждает Евгений.
Колонки и паяльник
В этот вид спорта мои собеседники пришли каждый по-своему. И неудивительно: Руслану всего 22, а Евгению уже 50. «Автозвуком на любительском уровне начал увлекаться, как только у меня появились права: двоюродный брат подарил мне сабвуфер в машину, и мне, как, наверное, и каждому парню, хотелось, чтобы из моего авто музыку было слышно «на километр». Но со временем желание просто кататься с «басами» по городу переросло в желание совершенствовать звуковую систему в машине и участвовать в соревнованиях. Вот так я этим и заболел, - поделился воспоминаниями Руслан.
У Евгения, по его словам, вся жизнь связана с автозвуком и акустическими системами, еще в школе он с паяльником в руках мастерил колонки для дома и для друзей. А сейчас он рад, что у него получается совмещать работу механика на станции технического обслуживания и хобби.
Только вперед
Спортсмены не собираются останавливаться на достигнутом, даже несмотря на то, что поездки на соревнования сопряжены с определенными трудностями, основная - отсутствие спонсоров.
«В других регионах нашей страны производители акустики, хозяева СТО или даже местные власти помогают молодежи, участвующей в соревнованиях, - говорит Руслан. - Например, они оплачивают им дорогу до места проведения чемпионата или кубка. Кстати, скоро финал чемпионата России в Йошкар-Оле, и, честно говоря, мы бы тоже не отказались от помощи. Результаты ведь есть, и я уверен: мы привезем в Муравленко одно из призовых мест».
Но есть у моих собеседников еще одна мечта, связанная с их хобби. Они хотят создать в нашем городе местную федерацию или хотя бы сообщество любителей автозвука. Руслан считает, что они могли бы делиться своими наработками друг с другом, ездить вместе на соревнования и достойно представлять там Муравленко. А Евгений думает, что молодежь могла бы многому научиться в таком клубе по интересам.
Фото Юлианны ФАЛЬШ
Евгений ЧЕРНИГОВСКИЙ