Наставник будущих учёных
Быть другом для детей. Уметь их слышать. Этими прописными истинами руководствуется в своей работе учитель физики высшей категории многопрофильного лицея, обладатель гранта губернатора Наталья Калугина.
Ученики отмечают особый стиль общения любимого учителя физики: простота и строгость. По их словам, Наталья Николаевна - кандидат в мастера по остроумной шутке. К месту ее применяет. Это помогает при изучении сложных тем. Известно, что физика - трудная наука, а учитель преподносит материал максимально доступно. Плюс ко всему она очень тонкий психолог. Не понимаешь тему? Или не учил? Тогда лучше честно признаться. Всё равно всё по глазам прочитает.
Учитель не давит своим авторитетом знаний на учащихся, а дает им поле для реализации идей. В профессии Наталья Николаевна 17 лет, за это время сумела привить любовь к предмету не одной сотне детей. Многие выпускники связали свою жизнь с педагогикой, военным делом, атомной и ядерной физикой, авиацией, энергетикой, строительством, разработкой нефтяных и газовых месторождений.
Гордость учителя - достижения учеников. Под руководством Натальи Николаевны учащиеся лицея Яна Шестакова, Марина Бриль, Вениамин Брыкин, Анастасия Иващенко, Арина Бойко и Талгат Огонбаев стали победителями и призерами городской конференции школьников «Цель творчества - познание идеи» и конкурса юных изобретателей и рационализаторов «От замысла к воплощению».
Для себя наиболее значимым педагог считает благодарность выпускников, так как дважды, в 2011 и 2013 годах, по результатам опроса студентов ведущих вузов России получила грант Фонда Дмитрия Зимина «Династия» как победитель в номинации «Наставник будущих ученых».
Выбор был правильный
Наталья Калугина с детства мечтала стать учителем. Да оно и понятно почему. Ее мама Мария Александровна Качалина много лет работала педагогом, преподавала детям физику, в том числе и в школах Муравленко. И когда пришла пора делать выбор, Наталья отдала предпочтение физике. Почему так сложилось?
- Успешно окончила физико-математическую школу при Ульяновском педагогическом институте, без вступительных испытаний была зачислена на физико-математический факультет. Через некоторое время поняла, что выбор был правильным. После окончания вуза работала два года учителем физики и математики в одной из школ Ульяновской области, с 2000 года преподаю в Муравленко. Люблю свою работу и в другой профессии себя не представляю, - рассказывает Наталья Николаевна.
«Зачем мне физика?»
Этим вопросом в школе, наверное, задавалась большая часть учеников, особенно гуманитарии по натуре.
- Во-первых, физика и математика систематизируют ум, приводят его в порядок, развивают логическое мышление. Заметила, что любителям точных наук легко даются сочинения и изложения. Ребята из физико-математических классов регулярно занимают призовые места также и в олимпиадах по русскому и английскому языкам. Парадокс. Но это факт, - поясняет Наталья Николаевна. - Во-вторых, в методике преподавания последние годы активно используются информационные технологии. К примеру, лазерные экспериментальные установки позволяют изучать различные оптические явления. То, что ранее невозможно было увидеть невооруженным глазом, стало доступным к рассмотрению и изучению. Многие учащиеся увлеклись робототехникой. Три года назад введен новый предмет «Техника физического эксперимента». На занятиях дети могут проверить теоретические знания экспериментально и сделать выводы. Все эти нововведения стимулируют ребят к глубокому изучению физики на новом уровне. Уверена, что на уроках физики каждый ребенок может найти что-то полезное для себя и применить свои знания на практике, а значит в жизни.
Фото автора
Нина ГУЛЬТЯЕВА