Любила, ждала и верила
«С годами я стала понимать, как остро чувствовали одиночество женщины послевоенных лет. Как же им было тяжело… Труженицам тыла приходилось отстраивать города, стоять у станка, убирать урожай и растить в одиночку детей. Бабушка моего супруга, Евдокия Ефремовна, также в войну осталась одна, но продолжала ждать своего мужа Капитона Константиновича», - говорит Галина Иванчук, преподаватель детской художественной школы.
Капитон и Евдокия познакомились в башкирской деревне Ждановка. Семью Евдокии Ефремовны раскулачили и отправили туда из Тамбовской области. Они долго приживались на новой земле. У родителей было пять дочерей и двое сыновей, и дети с малых лет приучались к работе. Повзрослев, девушки быстро вышли замуж, только с Евдокией произошла история: она против воли отца отказалась выходить замуж за односельчанина Капитона. «Надо было меня выпороть вожжами да замуж отдать, так нет - жалел меня отец», - рассказывала она потом невестке Галине.
Капитон Выприцкий был самый видный парень на деревне, но девушку пугали его ухаживания. Тогда молодой мужчина подружился с отцом возлюбленной: вместе они ездили на работу в Челябинск.
«Ефрем дал согласие Капитону, но дочка - ни в какую, - продолжает семейную повесть Галина Иванчук. - Тогда придумали мужики хитрую уловку. Отец приказал дочери ехать вместе с ними в «Челябу» готовить еду на всю бригаду. Юноша времени зря не терял, помогал поварихе. Стала девушка привыкать к молодому человеку, даже согласилась сходить на прогулку, где Капитон подарил возлюбленной пальто, платье в цветочек и повел фотографироваться. Потом достал припрятанные бусы, надел их ей на шею и впервые поцеловал любимую в щечку».
Единственное письмо
После венчания молодая семья счастливо прожила три года. Любящий муж жалел жену, берег от тяжелой работы, окружал заботой и называл ее «моя милашка». Но в 1939 году, когда началась советско-финская война, Капитон ушел защищать Родину. В 1940 году после серьезного ранения его из госпиталя направили домой. Но семья воссоединилась ненадолго. Когда фашистские войска вторглись на территорию Советского Союза, мужа и отца опять призвали на фронт. «Капитон супруге плакать не велел, а провожала Евдокия Ефремовна своего ненаглядного в ожидании третьего ребенка, - рассказывает Галина Дмитриевна. - Было ей тогда 22 года…»
С фронта ей пришло одно-единственное письмо, в котором Капитон наказывал назвать сына Владимиром. А в 1945 году женщина получила уведомление о том, что ее муж Капитон Константинович пропал без вести. Тридцать лет Евдокия Ефремовна ждала его. Успокаивала детей, что их отец обязательно вернется, ставила в церкви свечки за здравие. Никогда не считала себя вдовой и резко отвергала даже любые намеки, что она одна.
Горькая правда…
Евдокия Выприцкая работала в колхозе, надрывалась на своем поле до ночи, но в доме всегда было прибрано и все готово к приезду мужа. Только когда из жизни ушли родители Капитона Константиновича, она решилась на переезд к детям в Стерлитамак. В городе Евдокия Ефремовна вместе со своей сестрой Еленой Романовой стала обивать пороги военкомата, чтобы выяснить судьбу мужа. И только в 1975 году узнала горькую правду: Капитон Выприцкий погиб от ранений в грудь в 1943 году, похоронен в Сумской области. Точное место захоронения неизвестно по сей день.
Спустя много лет внуки нашли информацию о прадедушке в открытых интернет-архивах. Оказывается, Капитон Выприцкий служил в 423-м стрелковом полку 166-й стрелковой дивизии в звании старшего сержанта. За пять месяцев до гибели был награжден медалью «За боевые заслуги».
«Огромная любовь Капитона и Евдокии оставила свой отпечаток на всех мужчинах из рода Выприцких. Каждому достались черты внешности деда и особое отношение к любимой женщине, - говорит Галина Иванчук. - Обращаюсь к муравленковцам, чья родина - Сумская область: помогите узнать, где находился госпиталь 160 ППГ и где хоронили погибших воинов. Мы хотим почтить память деда на месте его упокоения, поблагодарить за мирное небо над головой».
Из наградного листа
Капитон Константинович Выприцкий, заместитель командира отделения первой минометной роты, в период наступательных боев с 16 февраля по 23 марта 1943 года в районе деревень: Годилово, Шотово, Селяха и других, несмотря на ураганный артиллерийский огонь врага, беспрерывно доставлял боеприпасы для роты.
Фото из личного архива Галины ИВАНЧУК
Анастасия ПОНОМАРЁВА