Окно в прошлое
На самом деле ее имя Марина, а Матрешей, Мотей звал отец. Ей за тридцать, семейная жизнь разочаровала и давно стала удушливым болотом. Работа корректором в газете тоже какая-то беспросветная: исправление опечаток и ошибок, однообразных в своей нелепости. Она чувствует, что постепенно превращается в приземленную скучную тётю мотю. И вдруг - встреча с ярким талантливым журналистом, который делает репортажи из экзотических уголков планеты. Ланин немолод, он много повидал, многого добился, и ему очень нужны Мотины нежность и восхищение. Как пишут в дамских романах, они нашли друг друга…
Это важно, что главная героиня книги Майи Кучерской «Тётя Мотя» по образованию филолог, а по способу восприятия мира - человек, чувствительный к слову. Как никто другой она ощущает, какой пошлостью и нечистоплотностью, достойных только низкопробного чтива, веет от старомодного слова «адюльтер». Однако ей приходится убедиться, что нечто может быть пошлым, банальным, пока не произойдет с тобой лично. Тогда избитый сюжет о любовном треугольнике легко вырастает до уровня драмы, а то и трагедии.
Сначала Тёте кажется, что она не ходит, а летает. Она купается в своем чувстве, таком новом и прекрасном. А потом наступает пора принимать решения. Тянуть унылую лямку брака, который ни одному из супругов не приносит радости, продолжать жить с нелюбимым Колей - неправильно, аморально. Мотя уверена: любовь должна не только делать все вокруг ярче, приподнимать над землей, но и облагораживать помыслы и поступки, придавать всему смысл. Но в отношениях с Ланиным, тоже женатым человеком, этого не происходит. Сама она не может ни прекратить отношения с ним, ни уйти от мужа. Ложь, двуличие, отвращение к самой себе…
Тётя обнаруживает - для нее, современной женщины, интеллектуалки, семейные узы не пустой звук, не пережиток прошлого. Вообще, прошлое в романе играет очень большую роль. В газету для публикации присылает свои записки школьный учитель из провинциального Калинова, краевед, собирающий историю собственной семьи. И вместе с Мотей читатель погружается в другой мир, который буквально завораживает. Даже сразу и не скажешь - чем и почему. «Родился Илья еще при крепостном праве, в 1856 году, в семье сельского священника отца Герасима. Тот служил в сельце Видово, что в двадцати верстах от Переславля...» - так начинается неспешное повествование, включившее в себя и становление главы семейства, священника - отца Ильи, его встречу с будущей женой, матушкой Анной Сергеевной, рождение и взросление трех их сыновей и дочери… По-разному сложились их судьбы, никто не избежал потрясений, которые переживала Россия в начале прошлого века. Казалось бы, нет в этом ничего исключительного, так жили миллионы. Но тогда откуда эта одухотворенность будней, ощущение подлинности, достоинства обычного человеческого существования, особенно острое в сравнении с суетливым и жалким настоящим? История семьи Голубевых – окно, через которое в роман и в душу главной героини словно вливается свет. В какой-то момент, на пике своих терзаний, Тётя бросается в Калинов, чтобы встретиться с автором этих записок…
Может быть, современный человек, отказавшись от вековых устоев, например, от традиционного семейного уклада, больше потерял, чем приобрел? Что сложнее - находить истину самостоятельно или принимать ее на веру изначально, как это делали наши предки? У героев Кучерской, как и у большинства современных людей, этого выбора нет. Но в конце концов ее Тётя Мотя и другие участники любовного треугольника обретают внутреннее равновесие. Терзания, духовная работа оказываются не напрасными. В жизни словно переворачивается страница или открывается новая книга. И именно это делает финал романа по-настоящему счастливым.
Наша справка
Майя Александровна Кучерская - прозаик, литературный критик, автор романов, отмеченных литературными премиями, и 40 научных и научно-популярных статей в различных научных и просветительских изданиях. Сборник прозы «Современный патерик. Чтение для впавших в уныние» - истории, рассказы и анекдоты, посвящённые современной жизни Русской православной церкви. Сборник неоднократно переиздавался, книга была удостоена Бунинской премии в 2006 году. На основе своей юношеской повести Майя Кучерская создала роман «Бог дождя», который в 2007 году был отмечен премией «Студенческий Букер».
В 2013 году роман «Тетя Мотя» стал победителем в читательском голосовании премии «Большая книга».
Екатерина САПАРОВСКАЯ