Хантыйская ягушка
Редакция «НГ» совместно с эколого-краеведческим музеем продолжает знакомить читателей с любопытными экспонатами в рамках проекта «История забытого предмета». Хранитель музейного фонда Елена Столярчук рассказывает о национальной женской зимней шубе - ягушке.
Интереснейшими экспонатами, хранящимися в нашем музее, являются предметы быта, отражающие жизнь представителей коренных малочисленных народов Севера - хантов. Один из важнейших источников истории и культуры - национальная одежда. Её форма, покрой, материал дают возможность определить территориальную принадлежность, возраст, пол, социальный статус обладателя. Одним из достоинств одежды северных народов является практичность. Она рассчитана не только на суровый климат, но и на специфику труда и быта.
Национальная одежда, в связи с сохранением традиционного образа жизни, востребована и в настоящее время. Женская зимняя шуба - сах, в переводе на русский язык - ягушка, занимает особое место. Её основная функция - согревать, защищать от снега, дождя, ветра - доведена до совершенства. Длинная, почти до щиколотки, и просторная, она представляет собой своеобразную модель жилища - чума.
Шуба шьется очень долго - около двух лет. Ее конструктивные части символичны: белый пушистый воротник - как верхнее дымовое отверстие чума - означает связь и дорогу к духам Верхнего мира, орнаментированный стан - образ огня, жизни, семейного очага, тёмный подол - связь с землёй. В отличие от мужской имеет разрез спереди. В настоящее время она встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделки. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна - на воротник.
Шитьё одежды всегда начинают с верхней части. Изготовление узоров - трудоемкое дело, ханты в свою очередь придумали безотходное производство: светлый и темный кумус накладывают друг на друга и вырезают ножом на доске сразу две полосы с одинаковым узором. Темную полосу вшивают в светлую, прокладывая швы узкими полосками разноцветного сукна. Каждый орнамент имеет свое название: хвостатый рог маленького хора, большой лисы коготь, безголовый соболь, березовая веточка, уши большого зайца и щучьи зубы.
«При изучении музейного предмета выявилась близость ненецкого и хантыйского узоров. Ханты заимствовали распашную шубу у ненцев, внесли в нее свои изменения, такие как подол и мозаичные орнаменты, - говорит Елена Столярчук. - Более подробно с этим и другими экспонатами этнографической экспозиции «Культура и быт народов ханты и ненцы» вы можете познакомиться, посетив эколого-краеведческий музей».
Подготовила
Фото предоставлено эколого-краеведческим музеем
Анастасия ПОНОМАРЁВА