Он исполнил долг во славу
Жизнь каждого человека можно сравнить с книгой. Только у одного она тонкая и невзрачная, а у другого - с множеством страниц, в твердом переплете и с золочеными буквами. Наш герой Ефрем Нахимчук прожил яркую жизнь, достойную внимания потомков. Воспоминаниями о нем делятся дочь Галина Ефремовна и внук Игорь Николаевич Сасины.
- Мне было 5 лет, когда началась война, - рассказывает Галина Сасина. - Жили мы на Украине в Винницкой области. Это от границы недалеко, и на третий день войны наше село Соколец уже бомбили. Сразу же вместе с другими односельчанами мой отец Ефрем Иванович добровольцем ушел на фронт. Не прошло и месяца, как мы оказались на территории, оккупированной фашистскими захватчиками.
Настали трудные времена. Часть жителей немцы угнали в Германию, остальные работали, что называется, в поте лица. Солдатке Анисье Нахимчук пришлось растить и убирать урожай, копать и грузить чернозем для отправки в Германию.
- Однажды мама заболела, - продолжает Галина Ефремовна, - и на работу не смогла выйти. Домой пришел холеный немецкий офицер и так отстегал ее плеткой, что на всю жизнь шрам на спине остался.
А один раз всю нашу семью - мать и нас, троих детей 2, 5 и 11 лет, чуть не расстреляли, как семью коммуниста. Спас староста… После войны, когда судили пособников немецких палачей, уже маме пришлось спасать бывшего старосту, вместе с другими односельчанами доказывая в суде его постоянную помощь мирным жителям.
Более трех лет от Ефрема Ивановича не было ни одной весточки. Родные волновались: жив ли? А он храбро воевал на разных фронтах, в артиллерийских частях, в разведке. Доводилось частенько ходить «за языком» и таскать немцев на себе, благо физически был хорошо сложен. При форсировании Днепра, в сентябре 1943 года, был тяжело ранен, и уже его еле вытащила с поля боя худенькая молодая девушка - санинструктор. Тогда и пришло домой сообщение о тяжелом ранении.
По возвращении в строй Ефрем Иванович был направлен в комендантскую службу и занимался в основном обеспечением связи. В составе советских войск прошел всю войну, освобождал Польшу, Венгрию, в Германии дошел до Бранденбурга.
- Домой отец вернулся в конце сентября 1945 года, - рассказывает Галина Ефремовна. - Помню, приехал ночью. Мы все проснулись, набросились на него счастливые. А сколько слез было! Но это были уже слезы радости. И прежде всего он поблагодарил маму за то, что сберегла нас, детей.
Восстанавливая разрушенное
В послевоенные годы советским людям предстояло много работы. Одной из первоочередных задач было восстановление сельского хозяйства.
Опыт коммуниста, прошедшего войну и имеющего бухгалтерское образование, в мирное время был на вес золота. Ефрема Ивановича назначили председателем колхоза. Работал на совесть, выполняя поставленные задачи и поднимая авторитет тружеников села. В 1954 году в числе лучших специалистов сельского хозяйства Украины был направлен на целину. Вернулся домой через три года с наградой «За освоение целинных земель».
- Рассказывая о войне, - продолжает Галина Ефремовна, - отец неоднократно вспоминал, как приходилось стоять в карауле. «Стоишь в окопе ночью, - говорил он, - снег, мороз и спать очень хочется. Бывали случаи, что замерзали бойцы. А когда я однажды вдруг задремал, ко мне во сне Галинка пришла и разбудила. Так что ты спасла меня, доченька».
Бежали годы. Разъехались дети, образовали свои семьи, появились внуки.
- Я помню деда Ефрема очень активным, - говорит внук Игорь Николаевич. - Его всегда интересовали события в стране и в мире. Он ходил с палочкой, так как еще в госпитале во время войны были ампутированы пальцы ног. Носил пиджак с нашивками: две желтых за тяжелые ранения и одна красная - за легкое. О войне говорил мало, на вопросы часто отвечал стихами любимого литературного героя. Очень любил эти строки:
…Вот под первою бомбежкой
полежишь с охоты в лежку,
Жив остался – не горюй,
это – первый сабантуй!
Хуже, брат, как минометный
вдруг начнется сабантуй,
Тот проймет тебя поглубже,
Землю-матушку целуй,
Но имей в виду, голубчик,
это - средний сабантуй!
Похоже, всю поэму Твардовского «Василий Теркин» он знал наизусть. Но часть про переправу не любил, видимо, она напоминала ему про форсирование Днепра, где в бою он потерял многих своих товарищей и сам был ранен.
Игорь Николаевич помнит награды деда: медаль «За отвагу», орден Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени. Были и другие, но названия стерлись из памяти. И особо запомнилась одна военная фотография, датированная 1945 годом, ее он много раз держал в руках. На ней Ефрем Иванович запечатлен с французом, англичанином и американцем на фоне общей для всех комендатуры. Фото вполне дружеское, и по выражениям лиц каждого можно было сделать вывод, что все они неплохо общались, даже не зная языка друг друга…
Через годы, через расстояния
Прошли годы. Повзрослел внук Игорь, вскоре был призван на воинскую службу в группу советских войск в Германии, и именно в Бранденбург, где закончилась война для деда! Увольнений солдатам не давали, но однажды организовали экскурсию по городу - поход строем буквально через пару улиц. И вдруг Игорь узнал место, где находится. Сейчас он был именно там, где в далеком 1945-м дед фотографировался с союзниками! Услышав эту историю, командир остановил строй солдат и дал Игорю возможность несколько минут осмотреться. Все было почти без изменений - комендатура, сложенная из старинного темного кирпича, брусчатка мостовой… Только прошло 43 года!
Это просто чудо! Именно так расценили произошедшее родственники, односельчане и особенно сам ветеран.
Игорь очень любил деда, хоть и жили они далеко друг от друга: дед в Винницкой области, а семья Игоря - в Ростовской. Но у них была тесная духовная связь. Дед разговаривал на украинском языке, и внук, чтобы его порадовать, общался с ним только на украинском. После Бранденбурга все свои поступки солдат стал сверять с делами ветерана - правильно ли поступил?
В 1989 году Ефрем Иванович ушел в мир иной, оставив о себе добрую память и повод часто вспоминать слова:
…Я забыть того не вправе,
Чем обязан твоей славе,
Чем и где помог ты мне!..
Ветеран войны был для внука олицетворением времени и силы духа, храбрости и героизма, чести и совести… и в то же время самым обычным человеком, умеющим честно работать и радоваться жизни. Таким и остается. Им гордились близкие. На него старались быть похожими дети и внуки. На его примере и сегодня воспитываются правнуки.
Как будто и теперь слышен его наказ: «Живите достойно! Берегите Родину!»
Фото Юлианны Фальш
Любовь Каренина