Открытость и прозрачность больших закупок
Можно ли вообще проследить, как распределяются средства, какие фирмы и компании выполняют муниципальные заказы? Оказывается, сегодня не составляет труда узнать, с каким подрядчиком или поставщиком заключен муниципальный контракт и на какую сумму.
В сфере закупок Администрация города и ее структурные подразделения, включая большинство бюджетных учреждений, работают в соответствии с 44 Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Что бы ни потребовалось - приобретение канцтоваров или автомобиля, работы по ремонту здания - определение поставщика, исполнителя или подрядчика происходит на торгах.
Основные принципы 44 ФЗ можно сформулировать так: открытость, прозрачность, доступность, обеспечение честной конкуренции, экономия бюджетных средств.
Как же эти принципы реализуются на практике? «Сначала сведения о закупке размещаются на официальном сайте госзакупок в плане-графике заказчика, - рассказывает начальник отдела муниципального заказа, управления экономики и прогнозирования
Администрации города Марина Агеева. - Это делается для того, чтобы все, кто оказывает те или иные услуги, реализует товары, представители бизнес-сообщества, заранее могли подготовиться к тому или иному аукциону».
Перед объявлением торгов для определения начальной цены закупки проводится мониторинг рынка. Затем на портале публикуется документация о торгах, в которой прописываются все необходимые требования к приобретаемым товарам, работам или услугам, а также к их возможным поставщикам. И только после этого участники могут подавать заявки на участие в торгах. Кстати, почти все закупки Администрацией города проводятся в форме электронных аукционов на электронных площадках. Компании и индивидуальные предприниматели подают заявки на участие в таких аукционах через операторов электронных площадок в закрытом виде, и заказчик узнает о том, кто участвовал в торгах, только после их завершения.
Добавим, в Администрации города специально создана Единая комиссия по осуществлению закупок. Она проверяет заявки на соответствие положениям законодательства о закупках и требованиям аукционной документации. «После завершения аукциона открываются заявки, - говорит Марина Агеева, - и мы видим данные предпринимателей и фирм, принимавших в нем участие. Члены комиссии рассматривают эти заявки, и если они составлены без нарушений, то выигрывает тот, кто указал наименьшую цену, необходимую для выполнения контракта. Если же какие-то недочеты у победителя обнаруживаются, то победителем признается участник, предложивший вторую минимальную цену, и так далее». Затем, согласно регламенту, подписывается итоговый протокол, и заказчик заключает договор или муниципальный контракт с победителем торгов.
Антикоррупционная составляющая
Описанные выше процедуры сводят к минимуму возможность коррупции в сфере закупок, регулируемых 44 Федеральным законом. Ведь вся документации о прошедших торгах находится в открытом доступе, и любой участник аукциона, выявив какие-либо в ней недочеты или спорные моменты, имеет право пожаловаться в контролирующие органы - Контрольно-счетную палату, Федеральную антимонопольную службу, прокуратуру. Проверяют чиновников и различные общественные объединения. Отметим, в случае выявления каких-либо нарушений, штраф, который налагается на заказчика или члена комиссии по закупкам, составляет 30-50 тысяч рублей, а на учреждение заказчика - до полумиллиона рублей.
Любые муниципальные или государственные закупки можно отследить на общероссийском портале: zakupki.gov.ru. Для этого в строке поиска на сайте достаточно ввести ИНН или название интересующей организации. Например, «Администрация города Муравленко», ИНН 8906003365. Кроме того, любой желающий может на портале в реестре контрактов отследить, как был исполнен контракт, заключенный по результатам закупки: вовремя ли прошла поставка, когда произведена оплата, применены ли какие-либо штрафные санкции к поставщику и так далее.
Еще одна антикоррупционная мера вступит в силу с 1 января 2016 года. В Федеральный закон добавят статью о нормировании закупок. Помимо планов-графиков появятся еще и планы закупок, в которых заказчикам необходимо будет обосновывать те или иные приобретения. То есть государственным и муниципальным служащим придется указывать не только то, что они хотят приобрести для своего учреждения, но и зачем. «На некоторые закупки установят нормы, и это позволит сэкономить еще больше бюджетных средств, - говорит Марина Александровна. - Например, заказчики смогут покупать мебель, компьютерную технику и автомобили только с определенными характеристиками».
В Муравленко деятельность заказчиков, в том числе Администрации города как уполномоченного органа по определению поставщиков в области закупок проверяет Контрольно-счетная палата.
- Наша задача - предотвращение и устранение неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств, а также предупреждение нарушений законодательства в области противодействия коррупции, - говорит Галина Бондаренко, председатель Контрольно-счетной палаты. - При проведении контроля в сфере закупок мы охватываем все этапы деятельности заказчика, а именно: этап планирования закупок товаров (работ, услуг), этап осуществления закупок и этап заключения и исполнения контракта. Результаты проверок нами направляются в прокуратуру города. Отмечу, что организация контроля в муниципальном образовании оказала положительную динамику в части уменьшения количества наиболее часто встречающихся нарушений, имеющих признаки административного правонарушения. По итогам 23 проведенных Контрольно-счетной палатой проверок в 2015 году было возбуждено два дела об административном правонарушении, в 2014 году их было шесть.
Фото Юлианны Фальш
Евгений ЧЕРНИГОВСКИЙ