Подвиги, увековеченные в литературе
«В преддверии 70-летия Победы я вписал имена родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне, в историю нашей страны, - рассказывает директор второй школы Кайрат Зикирин. - На сайт всероссийской акции-шествия «Бессмертный полк» информацию о героях своей семьи может и должен добавить каждый. Мы обязаны сохранить память о людях, подаривших нам мирное небо».
Родной дедушка Кайрата Маратовича Нурпеис Зикирин родом из Северного Казахстана. Девятнадцатилетнего юношу призвали в Красную армию 13 января 1942 года. Но он оказался на фронте не сразу: сначала Нурпеиса направили в Бухару для охраны снятого с куполов минаретов золота от местных банд басмачей и сопровождения драгоценного груза в Челябинск. Затем он попал в 106-й стрелковый полк 29-й стрелковой дивизии 64-й армии Сталинградского фронта.
Кайрат Зикирин с интересом проследил боевой путь своего деда и выяснил, что его однополчанином был Олесь Гончар, украинский писатель, автор трилогии «Знаменосцы». «Прообразами героев его произведений стали реальные участники Великой Отечественной войны. И я верю, что на страницах романов описаны бои и подвиги в том числе и моего деда», - говорит Кайрат Маратович.
Оборона Сталинграда, Курская битва, форсирование Северного Донца, Днепра и Южного Буга, освобождение Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии и Чехословакии… Ожесточенные сражения шли одно за другим, на глазах молодого мужчины погибали товарищи. Он и сам получил ранение, но после лечения вновь вернулся в строй.
Нурпеис Зикирин прошел от Волги до Влтавы, реки, находящейся в Чехии.
Победу встретил неподалеку от Праги в звании младшего лейтенанта. Но вернулся домой только в 1946 году: служил в фильтрационном лагере для освобожденных из концлагерей, в том числе из Бухенвальда, в городе Мюльхаузен в Германии.
Трофей - порох
В родное село вернулся с трофеем: привез порох. Нурпеис был отличным охотником и стрелком. За меткость еще до войны его наградили значком «Ворошиловский стрелок». Молодой мужчина стал героем рассказа казахского писателя Зейнел-Габи Иманбаева о том, как ловил волка, повадившегося таскать овец.
«По казахским традициям я как старший внук жил с дедом отдельно от родителей. Пятилетним мальчишкой каждый день читал ему газеты. Нурпеис Зикирин был председателем сельского совета и приходил домой поздно. А если он не успевал на программу «Время», то я пересказывал ему содержание сюжетов, - вспоминает Кайрат Маратович. - По рассказам дяди, однажды к деду приехал спасенный им во время Великой Отечественной войны боевой товарищ из Украины. Он показал статью из фронтовой газеты с описанием подвига молодого бойца Зикирина, но дедушка за этот героический поступок не был награжден. И благодарный однополчанин через 20 лет инициировал присуждение дедушке ордена Красной Звезды».
В память о деде Кайрат Маратович участвовал в акции-шествии «Бессмертный полк», в одном ряду с муравленковцами он шел, опоясанный офицерским ремнем младшего лейтенанта Нурпеиса Зикирина.
Были рядом, но не встретились
Родного брата Нурпеиса Зикирина Какентая призвали на фронт в 1941 году. Он служил в звании сержанта, был командиром орудия батареи 1004-го стрелкового полка 305-й стрелковой дивизии 69-й армии Воронежского фронта. Его боевой путь Кайрат Маратович отследил с помощью интернет-ресурсов. Он выяснил, что в бою за населенный пункт Шляховое Какентай Зикирин 11 июля 1943 года был ранен. Но, несмотря на это, не покинул поле боя и лично вел огонь по танкам и пехоте противника. И уничтожил две вражеские машины. За этот подвиг советского солдата наградили медалью «За отвагу».
«Он погиб, участвуя в боях за освобождение Житомира 20 ноября 1943 года, о чем свидетельствует донесение о безвозвратных потерях 32-й танковой бригады 29-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии. Перезахоронен в братской могиле в селе Червоноконстантиновка Кировоградской области Украины, - рассказывает Кайрат Зикирин. - Какентай ушел на фронт холостым юношей, у родни на память о нем остался только портрет. Разбираясь в документах, с удивлением обнаружил, что во время освобождения Украины две дивизии, в которых служили Нурпеис и Какентай, были совсем рядом. Но жизнь рассудила по-своему: братья не встретились…»
Один против 11 немцев
Василий Филиппович Гулин, дед супруги Кайрата Маратовича Виктории, служил в 280-й стрелковой дивизии разведчиком. В одном из боев попал в плен, но вскоре его освободили. С марта 1943 года продолжил службу в 931-м стрелковом полку 240-й стрелковой дивизии. Дважды получал ранение, но всё равно возвращался на фронт, не жалея себя, сражался с ненавистным врагом.
В ноябре 1943 года Василий Филиппович, проезжая с секретным пакетом из села Германовки, наткнулся на группу из 11 немецких солдат. Завязался неравный ожесточенный бой. В течение 30 минут Василий Гулин уничтожил троих немцев, а остальных захватил в плен и сдал в штаб дивизии. За этот подвиг он был удостоен ордена Красной Звезды.
Победу Василий Филиппович встретил в звании старшего сержанта недалеко от города Оломоуц (Чехословакия), после чего вернулся на Родину, в Курскую область.
«Я продолжу искать информацию о своих родственниках, их фотографии, документы и обязательно буду дополнять материалы на сайте moypolk.ru, - говорит Кайрат Зикирин, - для того чтобы она сохранилась в памяти нашей семьи и передавалась из поколения в поколение».
В приказе к награждению медалью «За отвагу» сказано, что 6 сентября 1943 года командир отделения конного взвода Василий Гулин, действуя в составе взвода под селом Терны, что в Украине, точно разведал расположение огневых точек противника, тем самым содействовал освобождению этого поселения.
Фото из личного архива Кайрата ЗИКИРИНА
Анастасия ПОНОМАРЁВА