Пока ей не всё равно...
Из общего числа людей, состоящих в России на учете у наркологов, как злоупотребляющих спиртным, количество женщин уверенно приближается к 30 процентам. Практически каждый случай женского алкоголизма – слезы ребенка в настоящем. А будущее детей, воспитывающихся пьющими матерями, вызывает серьезные опасения.
В нашем обществе сложился определенный стереотип. Если спиртным злоупотребляет мужчина, значит он в беде и надо прийти на помощь. Довольно часто жены берут таких мужей за руку и отводят к наркологу на лечение. Если же к рюмке пристрастилась женщина, то все ее осуждают, от нее отворачиваются, а муж бросает, не желая позориться. Поэтому представительницы слабого пола, как правило, поздно обращаются к специалистам. По этой же причине распространено стойкое мнение, что женский алкоголизм не лечится.
– Чаще всего женщины поступают на лечение, когда нависает угроза ограничения или лишения родительских прав. Риск потерять детей является стимулом пройти лечение и избавиться от алкогольной зависимости, – рассказывает врач психиатр-нарколог ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская городская больница» Наталья Кулькачева. – Женщинам, которые уже потеряли привязанность к детям, главную точку опоры в жизни, помочь труднее. Тогда им уже всё равно, как они выглядят, что о них думают посторонние и что их ожидает в будущем…
Людмила много лет пыталась бороться с пагубной привычкой, но периоды трезвости были короткими. Она старалась не пить, боясь потерять дочь. В конце концов муж ее бросил и уехал из города вместе с ребенком. Женщина полностью отдалась во власть зеленого змия и погибла в результате сердечного приступа.
У Марины семья – муж, ребенок. Случается несчастье – погибает сестра Марины, и она забирает племянницу на воспитание. Муж возражает и семью бросает. Развод и потерю сестры женщина не выдерживает и уходит в глубокий запой. Нарколог объяснил Марине, что ее лишат опекунства, а племянницу отдадут в детдом, если женщина будет пить. В результате она взяла себя в руки. Но когда племяннице исполнилось 18 лет, вновь вернулась к рюмке…
Первый год – самый трудный
Развод, гибель родных, одиночество – травмирующие факторы могут быть разными. Но жизнь есть жизнь, она преподносит нам не только радостные сюрпризы. И не секрет, что в трудной ситуации многие скорее обращаются к бутылке, а не к психологу за помощью. Располагающая к пьянству среда общения тоже играет свою негативную роль. Алкоголь часто используют как антидепрессант, не учитывая тяжелых последствий его применения. Ученые и врачи утверждают, что природой не предусмотрено употребление женщиной спиртного. В сравнении с мужским, ее организм имеет меньший состав воды, заниженную активность ферментов, участвующих в утилизации алкоголя. При одинаковом количестве употребляемого с мужчиной спиртного у женщин повышенная всасываемость алкоголя из желудка, поэтому его концентрация в крови оказывается намного выше.
Избавление от хронического алкоголизма, как и от любого заболевания в запущенной стадии, требует времени и терпения.
– Первый полный курс лечения составляет 21 день, и многие пациенты его не выдерживают, – говорит Наталья Кулькачева. – Пролежав в отделении несколько дней, они настаивают на выписке – ведь лечение добровольное, считая при этом, что уже здоровы либо что помощь врачей неэффективна.
Но чтобы полностью освободиться от зависимости, требуется больше времени. Медикаментозное, противорецидивное лечение (кодирование) и работа с психологом или в реабилитационном центре дают хорошие шансы тем, кто хочет вернуться к трезвой жизни. Пройдя лечение, человеку надо выдержать первый, самый тяжелый и важный год. Но есть много необходимых условий для положительного результата. Прежде всего, должны изменить свое поведение близкие.
– Если у человека язва желудка, близкие обеспечивают ему диету, то есть исключают какие-то продукты питания. Так и здесь необходима «психологическая» диета, поддержка всех, кто находится рядом – членов семьи, родственников женщины, – продолжает Наталья Викторовна. – Пройдя полный курс лечения, она оказывается как бы в вакууме – от прошлых друзей приходится отказаться, новых еще нет, жизнь становится некомфортной. Именно родственники на этом этапе должны окружить ее вниманием, избавить от участия в сомнительных компаниях, помочь найти работу и обрести новый круг общения. Если есть желание и поддержка, то открывается вся прелесть трезвой жизни, и уходить из этого состояния уже не хочется.
Татьяна употребляла алкоголь и наркотики, была лишена родительских прав. Вернувшись домой после отбывания наказания за употребление и распространение наркотиков, она обратилась к врачу за помощью, заявив, что сможет жить нормально. Хочет этого и чувствует, что справится. Пройдя курс лечения, Татьяна восстановилась в родительских правах и теперь ведет здоровый образ жизни. Она второй раз вышла замуж, родила второго ребенка.
В группе риска – каждый?
Бытует мнение, что, употребляя «приятные на вкус» слабоалкогольные напитки, коктейли и пиво, женщина ничем не рискует. На самом деле это не так, существует даже понятие «пивные алкоголики». И в процессе общей деградации пьющей женщины пиво имеет особенность его даже ускорять.
Нарколог утверждает, что практически у всех нас – мужчин и женщин – отягощена наследственность. Заглянув в родословную, непременно обнаружишь, что кто-то из близких или дальних родственников неумеренно употреблял алкоголь или имеет пристрастие к спиртному в настоящее время. Но бывает еще и приобретенная зависимость, о которой многие просто не знают. На этот факт влияют тяжело протекающая беременность женщины, трудные роды, болезни детей в возрасте до трех лет. Еще в раннем детстве у них нарушается внутренний баланс организма, что может привести к тяжелым последствиям. К таким детям, особенно к девочкам, требуется особое внимание, чтобы спустя годы они не стали злоупотреблять психоактивными веществами.
– По статистике, риск, что у пьющих матерей дети тоже приобретут пагубную привычку, составляет 90 процентов, – говорит Наталья Викторовна. – Наблюдая в семье «дружбу» родных со спиртным, дети принимают это как норму жизни. И если в последующем они и не станут алкоголиками, психическая деформация – склонность к депрессии, необоснованным страхам, – вероятно, будет иметь место.
С лечением помогут
Семьи, в которых спиртное входит в «постоянный рацион» родителей, находятся под пристальным вниманием учреждений системы профилактики и, в частности, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП). В 2013 году на учет было поставлено 43 семьи, в них воспитываются 64 ребенка, в 2014 – 34 семьи, в них 59 детей; в 2015 – 42 семьи, и в них 79 детей. Высокая выявляемость таких проблемных ячеек общества – это показатель не только остроты проблемы, но и активной работы службы профилактики, считает главный специалист отдела по организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ольга Кущ.
Таким семьям присваивается статус социально опасного положения, что означает: родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей. Усилия специалистов КДН и ЗП направлены на то, чтобы укрепить родителей, и в особенности мам, в их желании излечиться от алкогольной зависимости и наладить свою жизнь и жизнь всей семьи. В Муравленко проводится медикаментозное лечение и консультации с психологом. В случаях необходимости противорецидивного лечения (кодирования) надо ехать в Ноябрьск, где такие услуги оказываются на платной основе. Для многих это становится проблемой: в доме, где пьют, лишней копейки, как правило, нет. Выход помогают найти специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Взаимодействуя с врачами-наркологами, они решают не только организационные вопросы, но и помогают найти средства на лечение. В роли спонсора в большинстве случаев выступает общественная организация «Муравленковский городской родительский Совет». Так, только в 2015 году курс лечения прошли шесть женщин, и в настоящее время их семьи вполне благополучны.
Из-за пристрастия к спиртному супруги Мирошниковы были ограничены в родительских правах, ребенок находился за пределами города под опекой родственников. Мама, решив вернуться к здоровому образу жизни, обратилась за помощью, прошла полный курс лечения за счет спонсорских средств. К трезвой жизни вернулся и муж. Сегодня это нормальная семья, мать и отец работают, ребенок воспитывается родителями.
– Мы хотим видеть мам и их детей счастливыми, – говорит Ольга Николаевна, – и счастливы сами, когда общими усилиями достигается положительный результат. Обращаясь к женщинам, которые не могут справиться с тягой к спиртному самостоятельно, приглашаю их к нам, а мы постараемся помочь. Помните, от матери в большей степени зависит счастье ее детей и семьи в целом.
P. S. Имена и фамилии действующих лиц житейских историй изменены.
Специалисты – муравленковские врачи психиатры-наркологи – отмечают, что много лет работают с одними и теми же семьями в последовательности: мать-отец, дети, внуки… Алкоголизм – болезнь социальная. И корни ее, увы, крепнут. Число женщин, состоящих на профилактическом учете муравленковских наркологов с I, II и III степенями алкогольной зависимости, растет из года в год. Так, в 2010 году на учете состояло 109 женщин, а в 2015 году – уже 129.
Фото автора
Любовь КАРЕНИНА