Всем смертям назло вернулся Семён Калюжный с фронта

4 февраля 2016

Обычно люди не задумываются над фактом своего рождения, воспринимая его как должное.  Татьяна  Гусарова не сомневается, что её рождение – чудо…

– Своего дедушку, Семёна Калюжного, я никогда не видела, – начинает свой рассказ Татьяна. – Он умер задолго до моего рождения. Когда я подросла, узнала, что дед храбро воевал за Родину, но подробностей его службы никто из родных не знал. Прошло много лет, и только теперь благодаря интернет-ресурсам что-то стало проясняться.

Родился он в 1907 году на Украине, в селе Глинск Кировоградской области. Получив только начальное образование, работал в колхозе. Но пришла война, и Семён Калюжный, как и многие односельчане, добровольцем ушел на фронт. Провожали его жена и сын.

Татьяна Николаевна составила примерный пеший маршрут, пытаясь проследить военный путь деда в составе Воронежского, Сталинградского, 1-го и 2-го Украинских фронтов сначала по родным лесам и степям, потом по землям чужих стран… Путь выдался длинный!

Гвардии младший сержант Семён Калюжный был пулеметчиком мотострелковой дивизии, за годы войны трижды ранен. Есть документы, подтверждающие его храбрость  в бою за селение Гет, когда он вывел из строя вражеский миномет, очень мешавший наступлению нашего отряда.

Последнее тяжелое ранение получил  в декабре 1944 года при штурме высоты 207, в бою уничтожил автомашину с немцами, за что был представлен к награде – медали «За отвагу».

Видимо, тогда и пошла похоронка на Кировоградщину, получив которую, долго оплакивали его жена и сын.

Но он выжил! После госпиталя вновь вернулся в строй и продолжал бить немцев уже за пределами Союза.

Наступил победный май 1945 года! Возвращались домой солдаты Великой Отечественной, с болью смотрели на них Калюжные – им ждать было некого. Однако уже ближе к осени и их калитка распахнулась, и в деревенский двор вошел хозяин, которого все считали погибшим! «Воскрес, не иначе!» – говорили односельчане. Радость встречи была безграничной.

Как служил он, как удалось выжить и обмануть судьбу, никто из родных так и не узнал – не хотел рассказывать о горьких испытаниях Семён Васильевич, понимая, что и в тылу было очень трудно.

Началось послевоенное восстановление народного хозяйства страны. Семья Калюжных переехала в город Кривой Рог. Там Семён Васильевич в вечерней школе получил среднее образование и работал на железной дороге.  А в 1950 году родилась дочь Ольга, мать нашей рассказчицы.

– Я часто задумываюсь о том, что если бы всем смертям назло не вернулся дед с фронта, не было бы на свете ни моей мамы, ни меня, ни моих сыновей –  Артёма и Дениса, – говорит Татьяна. – Сегодня приятно сознавать, что наш род корнями уходит далеко в прошлое, и будущее у него тоже есть!

Много документов пришлось найти и изучить Татьяне, чтобы выяснить историю той похоронки. «Вероятно, перепутали моего деда с действительно погибшим тёзкой Калюжным Семёном Васильевичем, 1907 года рождения, только родившимся в Полтавской области!» –сделала вывод внучка.

Полученные во время войны ранения не прошли бесследно, последние годы жизни Семён Васильевич жил с ампутированной ногой. Скончался в мае 1968 года.

Идут годы. Всё больше документов с грифом «Секретно» становятся доступными. Делом чести каждой семьи становится поиск подробностей службы дедов и прадедов, воевавших на полях сражений Великой Отечественной, особенно в свете заслужившего народное уважение движения «Бессмертный полк».

 

За годы Великой Отечественной войны советская почта переправила шесть миллиардов писем с фронта в тыл и обратно. Обычные личные «приветы с фронта» были свёрнуты треугольником. Официальных писем в конвертах все очень боялись – это похоронки – извещения о гибели военнослужащего, присланные из войсковой армейской части. Оставшиеся в тылу члены семей красноармейцев с нетерпением ожидали писем полевой армейской почты, как доказательств того, что родной им человек жив. И только короткая фраза в устах почтальона: «Вам похоронка», – перечеркивала все ожидания. Похоронка служила документом для обращения в военкомат для получения пособия. Страшнее было только одно – получение извещения о том, что человек пропал без вести.

 

Фото из личного архива семьи Гусаровых

Любовь КАРЕНИНА

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер