Союз Гюлюм и Эльвина
– Тебя никто не обижает? У тебя все хорошо? – спрашивал парень соседскую девушку. А потом вдруг заговорил о свадьбе…
Эльвин и Гюлюм родом с Кавказа: он из Азербайджана, она из Дагестана. Но судьба соединила их далеко за пределами родины, в маленьком северном городе Муравленко. Они жили в одном дворе. Поначалу лишь украдкой поглядывали друг на друга, затем он раздобыл где-то ее номер телефона и позвонил. В общении выяснилось, что у молодых людей одни и те же интересы, представления о семье и жизни в целом. Только вот национальности разные. Она – лезгинка, он – азербайджанец...
«Встречаться без одобрения родителей мы не могли. Поэтому просто стали хорошими друзьями, – рассказывает Гюлюм Адигезалова. – Эльвин заботился обо мне, как о любимой сестре. Но вскоре всё-таки заговорил о женитьбе. Это было неожиданно для меня. Хотя уже понимала, что люблю его всем сердцем. Меня охватили радость и волнение одновременно. Представляла себя в пышном белом платье. Правда, были переживания по поводу того, как на наше решение пожениться отреагируют родители».
Судьбоносный разворот
Эльвин стал искать подходящий повод, чтобы сообщить отцу о своем намерении жениться на девушке другой национальности. Решился он на разговор в машине, когда они всей семьей ехали отдыхать к себе на родину в Азербайджан. Гюлюм в то время уже находилась в Дагестане. Города, в которых они жили, находились далеко друг от друга, и их разделяла граница. Проезжая мимо города, где жила Гюлюм, отец Эльвина вдруг свернул в сторону дома будущей невесты. «Во времена моей молодости родители не сделали бы так, а я хочу, чтобы ты всегда улыбался», – сказал он сыну. Когда девушка увидела на пороге неожиданных гостей, она на время даже дар речи потеряла. Родители познакомились, затем пожелали друг другу приятного отпуска и распрощались. Потом Эльвин для пущей убедительности отправил Гюлюм сообщение: «Я хочу, чтобы ты стала моей женой».
И посватали ее два раза…
На Кавказе принято все слова обязательно подкреплять делом. А потому, вернувшись в Муравленко, семья Эльвина сразу же отправилась в дом будущей невесты. Обряд сватовства у них положено проводить дважды: сначала малый, потом большой. На первом родители жениха заявили о намерении поженить детей. Но отец невесты сразу согласия не дал. Надо же сначала обсудить это с самой девушкой, ее матерью и другими близкими родственниками. Хотя, казалось бы, все уже обо всем давно знают. Но таковы традиции. Окончательное согласие жених получит лишь на большом сватовстве. На нем принято накрывать щедрый сладкий стол и подавать обрядовый сладкий чай. По сути, это обычный черный чай, свежезаваренный, обязательно с сахаром. Подается он в красивых стаканах и символизирует объединение двух семей и сладкую жизнь новобрачных. В этот же день происходит обручение молодых. Отец жениха надевает на палец невесты кольцо, накидывает ей на плечи красный платок, дает откусить кусочек сахара, а вторую половину дает жениху. После этого начинается праздничное застолье, состоящее только из сладких блюд. Все расходы по обручению несет исключительно семья жениха. Они заранее покупают наряды невесте. «Даже если девушка из очень обеспеченной семьи и у нее всё есть, необходимо прийти на обручение с целым набором новой одежды, начиная от мелочей до зимнего пальто, – поясняет Гюлюм. – Кроме этого, невесте на украшенном красными лентами подносе преподносят многочисленные презенты. После того как гости уходят, семья невесты собирается, чтобы посмотреть и оценить дары. Как правило, в основном это изделия из золота».
Помазали хной – скоро быть женой
Посватали, обручили, а дату свадьбы так и не назначили. Надо соблюсти еще один обычай. День торжества определяют отцы с двух сторон, тет-а-тет. Вот и решили женскую свадьбу, на которой обычно присутствуют только родные невесты, сыграть 15 октября 2014 года в Дагестане. Мужская, она же основная, была назначена на 18 октября в Баку. На ней уже собираются гости со стороны жениха и лишь самые близкие родные невесты. «Ждали мы этих дней целый год. Сыграли обе свадьбы очень пышно. На каждой присутствовали более ста пятидесяти человек. Это не только родственники, но и друзья, знакомые, соседи, – рассказывает Гюлюм Адигезалова. – У нас принято организовывать очень дорогие торжества, пусть даже потом семья долго испытывает недостаток в деньгах. Ведь и на дни рождения у нас собирается не менее шестидесяти человек. Это и есть щедрое кавказское гостеприимство».
В канун основной свадьбы проводится обряд помазания хной. По сути, это ритуал прощания девушки с домом. Подруги и близкие родственницы наносят невесте на пальцы руки замысловатые узоры. В это время она должна быть одета в национальный костюм. Будущий муж также проходит этот ритуал – именно ему теперь вручают судьбу невесты.
Непосредственно в день бракосочетания родные молодых идут в мечеть к мулле, где обмениваются рукопожатиями. «Аксакал со стороны жениха трижды спрашивает: «Выдашь ли ты родное дитя Гюлюм за моего сына Эльвина?» – «Да, выдам», – также трижды звучит ответ. Все свадебные обряды сопровождаются непременными обменами подарками. В основном задаривают невесту, – поясняет Гюлюм. – На свадебную церемонию я надела золотые украшения, которые купил жених».
Проводы из дома
Доверенная невесты, у нас – дружка или свидетельница, и подружки помогают девушке с нарядами и макияжем. Родители дают ей добрые напутствия перед праздником. Брат жениха завязывает будущей родственнице ленту на талии. Затем кладет деньги ей сначала в правую, потом левую руку. Второй конец ленты привязывает к левой руке с деньгами. «Этот обряд символизирует вечную привязанность к мужу, который станет ей твердой опорой и надежным спутником жизни», – говорит Гюлюм Адигезалова.
Покидает дом своих родителей невеста под звуки древней мелодии «вагзалы». Одна из доверенных в этот момент держит в руках зеркало, другая – горящую свечу или зажжённую лампу, которая, по поверью, должна защитить девушку от злых духов и сглаза. Зеркало также служит защитой от нечистой силы. Невеста должна забрать его в дом жениха, как символ чистоты, целомудрия и верности. «Каждый шаг у нас на свадьбе – это отдельный обряд. Когда я вышла из дома, меня осыпали рисом, пшеном и мукой. В свадебную корзину, с которой я отправилась к мужу, положили пироги и сладкий хлеб, чтобы принесла в его дом изобилие, – продолжает рассказывать Гюлюм. – На пороге меня встретил свёкр. На глазах всех гостей я раздавила каблуком пустую тарелку. Этот ритуал как бы говорит за невесту: «Если я совершу вероломство по отношению к мужу и этому дому, тогда пусть и я буду раздавлена, как эта тарелка».
Год спустя…
Через год после свадьбы у Гюлюм и Эльвина Адигезаловых родился желанный сыночек – Расул. «Я очень счастлива, что в моей жизни всё так хорошо сложилось. У меня замечательный, заботливый муж, – говорит Гюлюм. – И я очень благодарна нашим родителям за то, что им хватило тогда мудрости не разлучить нас. И сейчас каждый день родители мужа Лала Илтифат кызы и Элман Нуру оглы, мои – Людмила Рамазановна и Замир Халибекович Нюдуралиевы, поддерживают нас во всём. Я уверена, что от объединения двух семей разных национальностей мы только обогатились духовно, изучая язык, обмениваясь традициями, которые, кстати, у нас очень похожи».
Фото из архива семьи Адигезаловых
Татьяна КОЗАРЬ