Воздушный джигит
– Мой двоюродный прадед Назир Канукоев в Нальчике известный человек. Летчик-истребитель. Ветеран Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза, – рассказывает Заур Абазоков, учащийся 8 класса школы № 4. – Он прошел всю войну. Прадеда не стало в 1975 году. Его именем названа главная улица в родном селе Лечинкай. В Нальчике на фасаде дома, где жил Назир Канукоев, установлена мемориальная доска…
Каким он был бойцом? Как жил в довоенные и послевоенные годы? Обо всём этом мне рассказывали папа Ислам, приходящийся Назиру Титуевичу двоюродным внуком, и его племянница, моя тетя Асият Тамазова.
Во время Великой Отечественной войны Назир Титуевич был отличным летчиком-истребителем, в воздушных боях завоевал немало наград.
Назир Канукоев награждён двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и пятью боевыми медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года подполковнику запаса Канукоеву присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился Назир Титуевич 10 мая 1916 года. У его родителей было четверо сыновей и пять дочерей. Будучи подростком, он частенько плотничал со своим отцом, вечерами вырезал из дерева… самолетики. Очень хотел носить военную форму, служить в кавалерии.
…Мечта сбылась. В 1935 году он поступил в Орджоникидзевское военно-пехотное училище, а затем на кавалерийское отделение Тбилисского военного училища. После получения звания лейтенанта служил в Белорусском особом военном округе в должности командира кавалерийского взвода, работал в полковой школе.
Учился много. В 1941-м стал курсантом Краснодарской военно-авиационной школы. Потом окончил курсы командиров авиазвена в Тамбове, осваивал отечественные самолеты «Як-1» и «Як-7», а завершил свое обучение в училище Военно-воздушных сил в Ульяновске.
Свое мужество и отвагу ему довелось проявлять неоднократно в боевой обстановке: истреблял фашистов на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусском фронтах. Освобождал Прикубанье, Крым, Донбасс, Белоруссию, Польшу и брал Берлин.
Будучи командиром авиазвена, авиаэскадрильи, личным примером воодушевлял своих товарищей на боевые подвиги во имя Победы.
Первый боевой, первая награда
1 сентября 1943 года. 402-й истребительный авиаполк. Кубань.
В составе шестерки «Як-1» он летит вместе с опытными летчиками Павлушкиным, Гаврилиным, Дугиным, Манукяном, Егоровичем. Высота – 2 000 метров. Отчетливо видны вспышки выстрелов, разрывов снарядов, горящие дома.
– Правый боевой, «мессеры»! Держись, Назир, прикрой меня! – услышал он в наушниках голос своего ведущего Павлушкина.
Назир атакует врага. Фашистский стервятник, охваченный пламенем, падает на землю. Потом последовала еще одна атака… Все летчики с задания вернулись целыми и невредимыми.
После того боевого крещения летчик-истребитель Канукоев стал еще упорнее учиться воинскому мастерству, вырабатывать свой боевой «почерк».
…В ожесточенных боях прошел месяц. Однажды, вернувшись с очередного полета, Канукоев зашел на командный пункт полка, чтобы доложить о выполнении задания. Здесь он застал командира корпуса генерала Евгения Яковлевича Савицкого, впоследствии маршала авиации, дважды Героя Советского Союза.
За отличное выполнение боевых заданий генерал наградил его товарищей орденами Красного Знамени, прадеду вручил орден Красной Звезды.
Это была его первая боевая награда за первый боевой вылет.
Неуязвимый
Назиру Титуевичу не раз приходилось сражаться в воздушных боях, когда силы противника превосходили в несколько раз. Ни разу не отступил, даже когда летал на боевые задания в сложных метеорологических условиях. Мастер разведки и грамотный летчик-истребитель вовремя распознавал тактику врага. Случалось, что его самолет подбивали, но он дотягивал боевую машину до своего аэродрома.
26 апреля 1945 года. В этот день Канукоев получил особое задание от командования. Ему необходимо было сделать аэрофотосъемку крупного вражеского аэродрома Темпельхоф в Берлине. Его территория была прикрыта большим количеством зенитных орудий и пулеметов. Он мог только один раз пролететь над аэродромом и заснять его. Первый заход он сделал, но для полной гарантии результатов съемки решил сделать и второй. И вдруг зенитный огонь обрушился на самолет Канукоева. Мотор самолета «Як-9» вышел из строя. И это случилось над самым Берлином! Инерция кончалась… Но он всё же посадил машину на улице пригорода Берлина – Хоппегартена.
Крыло «Яка-9» сильно горело. Он раненый лежал неподалеку. При посадке сильно ушиб голову, потерял сознание.
Очнувшись, увидел велосипедиста, попытался достать оружие… Человек поднял руки вверх и произнес по-русски: «Я свой!» Подходя к нему, незнакомец сказал: «Парень, да ты в рубашке родился. 15 минут назад здесь прошли войска Красной армии». Задание по разведке аэродрома Темпельхоф было успешно выполнено...
Несмотря на ранение, через пару дней с перевязанной головой он снова вылетел на боевое задание.
После окончания войны прадед продолжил службу в Военно-воздушных силах в должности командира эскадрильи, заместителя командира авиаполка. После демобилизации жил и работал в Нальчике, с 1961 по 1975 год являлся директором пансионата «Заря». Вырастил достойных четверых детей. Все, кто его знал лично, отзываются о нем как о справедливом, честном, добром, уравновешенном, необыкновенном человеке. Он всегда помогал тем, кто жил чуточку беднее его. Прадед, отвечая на вопросы детей и внуков, часто говорил: «Не верьте, если вам скажут, что воевать не страшно. Страшно. Так устроена человеческая душа. Просто кто-то может на время подавлять тревогу, волнение...»
Много родственников Назира Канукоева пошли по его стопам и выбрали военные профессии. «Мой папа Ислам работает в пожарной части. Я тоже мечтаю примерить погоны, хочу стать военным врачом, – говорит Заур Абазоков. – В этом году 10 мая в селе Лечинкай будут широко отмечать 100-летие со дня рождения моего прадеда, Героя Советского Союза Назира Канукоева».
Назир Канукоев в качестве летчика-истребителя воевал с 1 сентября 1943-го по 9 мая 1945 года. За это время произвел 276 боевых вылетов. Из них для прикрытия наземных войск и объектов – 110, для сопровождения бомбардировщиков и штурмовиков – 45, на свободную охоту – 16, на штурмовку войск и техники врага – 45, на разведку войск и объектов противника – 47. Провел 65 воздушных боев. Лично сбил 15 и в группе – 8 самолетов. При штурмовке аэродромов и техники врага на земле уничтожил 8 самолетов, 15 автомашин, паровоз.
Фото Нины Морозовой
Нина ГУЛЬТЯЕВА