Любовь по правилам поколения «ВКонтакте»
Первая любовь… На каждого человека это чувство обрушивается в своем возрасте. На кого-то в семь лет, на кого-то в десять, но всё же чаще всего оно приходит к нам в средней школе, классе в восьмом-девятом. А в 14-16 лет любовь накрывает с головой, и ради предмета своего обожания подросток готов на многое: бросить учебу, поссориться с родителями и уйти из дома или даже совершить попытку самоубийства, но чаще не по-настоящему, а только чтобы привлечь к себе внимание…
В своей ленте «14+», вышедшей в прокат в прошлом году, режиссер Андрей Зайцев рассказывает публике как раз о трудностях первой подростковой любви.
Фильм «14+» был номинирован на Хрустального медведя Берлинского кинофестиваля, получил два приза Кинотавра, его хорошо приняли и многие критики, и большинство зрителей. А скандал, разразившийся сразу же после премьеры, – некоторые депутаты Государственной Думы РФ предлагали запретить картину – лишь пошел ей на пользу, о ленте стали говорить еще больше.
Казалось бы, фильмы о подростках и их взаимоотношениях снимают уже достаточно давно и привнести что-то новое в жанр сложно. Тем не менее Зайцеву удалось поразить многих, небрежно смешав в своей картине элементы шекспировской классики и реалии социальных сетей. Может, он действительно явил публике шедевр?
Сладость
На постерах картины надпись: «Современные Ромео и Джульетта из «ВКонтакте». В главных ролях – не актеры, а подростки, найденные в соцсети». Именно это и стало настоящей изюминкой ленты – главные герои как будто бы не играют, а дают возможность зрителям понаблюдать за своей жизнью. И персонажам Глеба Калюжного и Ульяны Васькович – Лёше и Вике, действительно веришь. Кстати, актерам на момент съемок было всего по 16 лет.
Лёше 14, он обычный школьник. Влюбившись, парень ведет себя так же, как и любой его сверстник вне зависимости от того, когда он учился – в 70-е, 90-е или 2000-е: мучается от страха, приглашая девушку своей мечты на танец, с ревностью наблюдает за тем, как она флиртует с другим, и с трепетом рассматривает ее фотографии. Единственное отличие – лет 30 назад он не искал бы информацию о ней в социальных сетях.
Вика тоже предстает перед зрителем как типичная 14-летняя школьница, и в ней практически любая девушка узнает себя в таком возрасте. Зайцевская «Джульетта» любит танцы, короткие юбки, ее увлекают разные атрибуты взрослой жизни, она заглядывается на мальчиков постарше. А еще у нее строгий папа, и дома она ведет себя как пай-девочка.
Отношения у пары развиваются стремительно, долгие ухаживания, по мнению режиссера, не для «поколения «ВКонтакте». Его «Ромео и Джульетта» уже во время первой совместной прогулки понимают, что их как магнитом тянет друг к другу. Правда, от этого каждый из них чувствует себя очень неловко, и вместо того чтобы признаться в своих чувствах, они говорят обо всём и ни о чём, дурачатся, пытаются глупо шутить. Но когда свидание подходит к концу, влюбленные всё-таки преодолевают страх, и Лёша целует Вику…
Считаю, что на этом моменте Зайцеву следовало бы закончить ленту, но, к сожалению, она продолжается.
Горечь
Отношения влюбленных развиваются дальше так же быстро, причем настолько, насколько позволяет возрастное ограничение в 16+. Конечно, зритель не увидит постельных сцен, но стараниями режиссера всё становится понятно и так. И это сразу же заставляет посмотреть на картину по-другому. Вместо милой и чистой истории подростковой любви, главным героем которой каждый из нас хотел бы стать в школе – а режиссер преподносит нам фильм именно так, – мы получаем обычную ленту о рано повзрослевших школьниках.
И вместе с этим минусом начинают бросаться в глаза и другие. Характер Лёшиной мамы, одного из основных второстепенных персонажей, не раскрыт совершенно, ее бросает из крайности в крайность. В картине она то заботливо пытается уберечь сына от пагубного влияния Интернета, то напивается в компании подруг и малознакомых мужчин. Может, ее персонажа прописывали два разных человека?
У друзей главных героев слишком плоские образы без малейшей изюминки, они весь фильм действуют в строго ограниченных рамках штампа: ботаник – это неудачник, блондинка в розовом – ничего не смыслящая пустышка и т. п. «Тибальда» - Волкова, главного врага Лёши, почему-то играет 35-летний актер, хотя в фильме они ровесники.
А конфликт двух школ, который должен придавать фильму еще больше сходства с произведением классика, практически никак не прописан в сценарии и драматизма не добавляет. Всё противостояние - это три бессмысленные драки. Возникает ощущение, что они нужны, чтобы просто заполнить хронометраж.
Послевкусие
В итоге позволю себе не согласиться с мнением критиков. Конечно, фильм есть за что похвалить, но это ни в коем разе не шедевр. А обычное кино на вечер, которое к тому же не стоит смотреть детям.
Фото из Рунета
Евгений ЧЕРНИГОВСКИЙ