Воспоминания детства
В памяти человека самым ценным, пожалуй, являются детские воспоминания о любви и уважении, первом понимании ярких красок мира и чего-то страшного. Хорошо, если с детства в нашей жизни присутствует и чувство гордости за тех, кто дорог…
– Я была самой счастливой девочкой – у меня были два дедушки и две бабушки! – восклицает Елена Архипова. И с этим трудно не согласиться.
Мицкевичи
Семья Мицкевич была большой: всех детей и внуков не перечесть, но любовью и теплом дедушки Саши и бабушки Нюры никто не был обделён.
– Помню, у них был маленький деревянный сундучок, притягивающий всех детей буквально как магнит, – вспоминает Елена Николаевна. – И мы всегда затевали спор, кому в этот раз удастся на нём посидеть. Сундучок был заперт. Что в нём лежало, мы не знали и открыть его не могли. Как выяснилось позже, с ним дед Саша по материнской линии прошел всю войну.
От предков в день сегодняшний
В конце ХIХ века семью Мицкевич выслали из Польши во время бунта, и они оказались под Ишимом. Случилось так, что один за другим умерли родители. И пятеро детей остались сиротами. Двоих из них забрали к себе местные купцы, воспитывали, как родных, обучили их торговле и поставили за прилавок. В их числе оказался и прадед нашей рассказчицы Михаил Мицкевич. Спустя годы он и сам открыл свое дело, но, к сожалению, вскоре его раскулачили и отправили в ссылку... Больше о нём правнукам ничего не известно.
– Что касается деда, то я знаю, что в селе Конево Тюменской области, где он жил, был завидной партией для местных невест: у него были золотые руки. В жёны он выбрал работящую красавицу Анну. С первых и до последних дней жизни в их семье царили любовь и взаимопонимание. Работал дедушка на маслозаводе, затем – секретарем Коневского сельсовета, – говорит Елена Николаевна.
И тут пришла война…
В июне 1941 года в возрасте 33 лет Александра Мицкевича призвали в армию. Сначала работал на военном заводе в Новосибирске, а в январе 1942 года в составе сформированного в Бердске артиллерийского полка был направлен на Волховский фронт, под Ленинград. Так он стал связистом в артиллерийском полку, много раз добывал «языков», за что и был представлен к первой награде – медали «За отвагу». О храбрости солдата говорят награды: «За боевые заслуги», орден Красной Звезды, «За Победу над Германией». В одном из боев под Ленинградом, в районе Синявино, 19 февраля 1943 года он был тяжело ранен, с поля боя его вынесли санитары и отправили в госпиталь. «Дорога была тяжелой, – вспоминал он, – эшелон постоянно бомбили, путейцы нас спасли – эвакуировали. Доставили меня в Череповец, где в госпитале ампутировали ногу и комиссовали».
– Первый в жизни ужас я, пожалуй, испытала, впервые увидев, как дед снимает протез, – рассказывает Елена Николаевна. – Мне казалось, что он снимает ногу! И даже когда мне всё разъяснили, долго не могла прийти в себя.
Школа как жизненный источник
Вернувшись домой, Александр Мицкевич работал секретарем в сельсовете, а спустя время – делопроизводителем в средней школе. Самое интересное, что он сумел привить детям и впоследствии внукам такое уважение к труду учителя, что началась семейная педагогическая династия. Теперь в роду есть преподаватели начальных классов, химии, биологии, географии, русского и иностранных языков… А общий педагогический стаж семьи в настоящее время составляет 215 лет!
– У деда Саши всегда сияли глаза, думается, от счастья, – с улыбкой вспоминает Елена Николаевна. – Он честно исполнил свой долг, защищая Родину, создал крепкую семью, воспитал семерых детей. Он очень любил свою жену, дом, красоту природы, русскую песню – разве это не счастье?! Трудился до конца жизни и, несмотря на то, что был без ноги, косил траву, например, быстрее молодых. Таким мы его знали и помним.
Добрый доктор Айболит
Как и многие, Иван Ерёмин, дед по линии отца, в июне 1941-го был призван в армию, воевал на северо-западном фронте, большей частью в районе города Старая Русса под Ленинградом. Освобождение этого города началось в начале 1942 года. Бои были кровопролитными и затянувшимися. «Приходилось ползать по болотам, воевать по пояс в снегу, порой и голодали, – вспоминал Иван Ерёмин. – Попадали и в окружение, откуда чудом вырвались. Особенно тяжелой была зима 1944 года – было тепло, болота не замерзали и не давали возможности нашей военной технике продвигаться вперед. Когда мы наконец вошли в город, на каждом шагу нас встречали виселицы и пожарища».
В одном из боев Иван Ерёмин был тяжело ранен и в 1944 году комиссован.
Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией».
Вернувшись домой, как и до войны, работал ветеринаром. Добрым доктором Айболитом называли его и приезжали за помощью со всей округи.
– Я очень любила раскладывать и рассматривать медали моего любимого деда, – говорит Елена Николаевна. – При этом мысленно рисовала картинки войны, потому как рассказов слышала немного. «Это страшно и больно было видеть и пережить, тебе это не надо», – отвечал дед на все мои вопросы. У поколения наших бабушек и дедушек были неоспоримые ценности – уважение, понимание, желание и умение прийти на помощь, в них было что-то настоящее, истинно русское. Они были чуткими друг к другу, умели избегать конфликтов. И если на слова любви они оставались скупыми, то доказывали чувства делами. А как они умели дружить, какие песни пели! Мы, увы, не такие.
Проникшись рассказом Елены Архиповой, я пришла к выводу, что она и сегодня необыкновенно счастлива – добрыми воспоминаниями.
Фото из архива семьи Архиповых
Любовь КАРЕНИНА