В режиме нон-стоп

4 апреля 2016

…На календаре – 22 марта, в муравленковских школах – каникулы. Но во второй, где несколько дней «работали» педагоги, за партами прилежно сидят ученики. Алгебра, математика, информатика, русский и английский языки, география, биология, обществознание… Всего 13 занятий от победителей муниципальных этапов конкурса.

За 35 минут – а именно столько длился урок – учителя демонстрировали мастерство, опыт, знание различных образовательных технологий, оригинальность и неординарность в подходе к  изучению темы и умение найти общий язык с совсем незнакомыми детьми. Волнения прибавляло и то, что конкурсанты узнали метапредметную тему занятия только накануне, и время на подготовку было ограниченным.

Наталья Петухова, учитель начальных классов второй школы города Муравленко, вместе с учениками изучала виды предложений по цели высказывания. Посмотрев видеоролик, специально подготовленный преподавателем, ребята сами назвали тему занятия и сообща определили вопросы, на которые им предстояло найти ответы. Дети усердно выполняли задание за заданием, каждый был занят делом. Видя искреннюю заинтересованность учителя в совместном творчестве, мальчишки и девчонки тянули руки, дополняя ответы друг друга. Уже выходя из кабинета, они удивлялись, как быстро и незаметно прошел урок. А значит, занятие было действительно интересным и увлекательным.

Решаем задачи сообща

Евгения Канина из Ноябрьска уже второй раз борется за звание лучшего учителя. Правда, первую попытку она предприняла, находясь в Омской области. На Ямале Евгения Владимировна работает только второй год. Педагог признается, что сейчас представлять школу было волнительнее, много сил ушло и на подготовку к конкурсным заданиям, и на само выступление. Муравленковские лицеисты под ее руководством определяли границы биосферы, называли ее структуру, давали характеристику различным слоям… Разделившись на группы, они искали ответы на вопросы, выполняли задания в интернет-ресурсе «Класс-ру», использовали приемы критического мышления. Дмитрий Усевич, учащийся многопрофильного лицея, отметил, что ему понравилось работать в команде, а учителю удалось по-настоящему заинтересовать ребят.

Высший пилотаж

Пятерку педагогов, которые приступили к следующему этапу, большое жюри назвало вечером 23 марта. Кстати, они оценивали не только уроки и методические семинары, но и эссе, и персональный сайт каждого из участников. Лауреатами стали Любовь Стаканова, учитель географии из Красноселькупа, Анна Тучак, учитель математики из Лабытнанги, Сергей Рыхта, учитель английского языка из Тарко-Сале, Сергей Иванов, учитель математики из Нового Уренгоя и Марина Засорина, учитель английского языка, представляющая Салехард.

Участники второго тура конкурса продемонстрировали высший пилотаж на мастер-классах. Они показали, как простые уроки математики, географии, английского языка превратить в настоящее увлекательное путешествие по вселенной знаний. Кстати, за парты пришлось сесть самим учителям. Секретом, как быстро запоминать и в нужный момент припоминать слова на иностранных языках, поделилась Марина Засорина. Учитель утверждает, что нужно найти похожие по звучанию слова в русском языке и сформировать образы. А главное – попытаться зарифмовать фразу. В этот раз учителям запомнить новые слова помогли рэп и частушки, подготовленные Мариной Евгеньевной.

«Хватает ли в современном мире умений, полученных на занятиях в школе? Или обществу нужен критически мыслящий человек, который не воспринимает на веру всё то, что сказано, пусть даже учителем?» – этими вопросами задался Сергей Иванов. На примере математических заданий преподаватель продемонстрировал, что без навыков критического мышления невозможно решение жизненных задач. Кстати, на эту же тему размышляли учителя на педагогическом совете.

Педагог – грамотный технолог или импровизатор?

Ответы и рассуждения на этот вопрос от тройки лучших педагогов – Марины Засориной, Сергея Иванова и Анны Тучак – услышали члены большого жюри за круглым столом образовательных политиков. Конкурсанты сошлись во мнении, что без знания образовательных технологий грамотно построить урок невозможно, но вместе с тем нельзя забывать и о творческом подходе. Учителям нужно быть готовыми перестроить занятие в зависимости от того, как воспринимают информацию ученики, как они идут на общение с преподавателем. Технолог и импровизатор – это те «роли», которые должен совмещать каждый педагог. «Нужно в первую очередь в совершенстве овладеть технологиями, – добавил Сергей Иванов. – И только потом учитель сможет скорректировать ход урока и сделать его более эффективным для учащихся».

Преподаватели определили понятие слова «импровизация» как внезапное озарение, основанное на полученном опыте, а не спасательный круг из непредвиденной ситуации. В завершение круглого стола каждому участнику конкурса и членам большого жюри преподнесли маленькие подарки, подготовленные сотрудниками и учащимися Центра детского творчества.

Награды победителям

24 марта подвели итоги сразу двух номинаций окружного конкурса «Учитель года Ямала – 2016» и «Воспитатель года Ямала – 2016», который в эти же самые дни проходил в Ноябрьске. Победителями были признаны Сергей Иванов, Анна Тучак, Людмила Кушнарева, воспитатель детского сада «Синеглазка» из Ноябрьска, и Лилия Морозова, воспитатель Центра развития ребенка «Рябинка» из Салехарда. Кстати, среди работников дошкольного образования лауреатом стала Луиза Халитова, представляющая детский сад «Оленёнок» из Муравленко.

Специальными призами от городского родительского совета и детского экспертного жюри, которое наравне с большим жюри оценивало конкурсные испытания, были награждены Анна Тучак и Сергей Иванов.

Первое же участие в конкурсе педагогического мастерства принесло победу Марине Засориной. «Волновалась сильно. Конкурсных испытаний было много, и они прошли за короткий период времени. Самым трудным стал образовательный проект: в одной группе собрались опытные и молодые педагоги. У нас были свои идеи и наработки, в течение трех часов пришлось выбрать одну тему и подготовить выступление, – говорит Марина Евгеньевна. – Это победа нашей большой команды – Обдорской гимназии».

Алла Головенькина, заместитель директора по учебной работе ГАОУ «Лицей Иннополис» Республики Татарстан, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014», отметила, что все конкурсанты продемонстрировали высокий уровень подготовки. «Каждый участник внимательно ознакомился с заданиями и требованиями конкурсов прошлых лет и выстраивал свои уроки и выступления согласно этим критериям. Было приятно наблюдать за настоящими профессионалами своего дела. Я восхищена тем, что происходит в системе образования Ямала. Бесспорно, в этом огромная заслуга методических служб, управлений образования всех муниципальных образований и округа в целом», – добавила Алла Николаевна.

 

Абсолютными победителями стали Марина Засорина, учитель английского языка Обдорской гимназии города Салехарда, и Наталья Ильясова, воспитатель детского сада «Золотой петушок» поселка Пангоды.

 

Ирина Сидорова, заместитель губернатора ЯНАО, директор департамента образования ЯНАО:

– Мне приятно, что конкурс «Учитель года Ямала – 2016» прошел в Муравленко. Ведь именно в образовательных учреждениях этого города профессионально состоялись три лауреата Всероссийского этапа: Анна Владимировна Хамардюк, Юрий Львович Соркин и Андрей Владимирович Пархоменко. Таких результатов нет ни в одном муниципалитете округа. Здесь проводится большая работа над оттачиванием профессионального мастерства педагогов, организованы межшкольные команды учителей, которые совместно проектируют уроки. Это отличный пример современного корпоративного обучения внутри системы. Один человек не может быть успешным в системе образования, только команда.

 

Фото автора

Анастасия ПОНОМАРЁВА

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер