И хочется дороги дальней…
Василий Кузьмич Барыльченко на протяжении многих лет является руководителем литературного объединения «Губкинский родник». Знает толк в поэзии не только местных авторов, но и с легкостью цитирует классиков, хорошо пишет сам, причём стихи, прозу и картины. Вот лишь часть поэтического вечера с мастером:
– Василий Кузьмич, в одном из своих стихотворений Вы пишете:
Еще мне хочется побед,
Еще мне хочется открытий,
Больших, значительных событий,
Что оставляют яркий след.
И достает на это сил,
И хочется дороги дальней...
Расскажите, пожалуйста, где Вы черпаете столько творческих и физических сил для своей деятельности, откуда в Вас этот неутомимый интерес к жизни, к людям?
– Я уже больше десяти лет на пенсии, ни от кого не зависим, никому не хозяин. Силы черпаю в путешествиях. Первая книга «От Валаама до Ольхона» родилась после поездки на Байкал. Я проехал пять тысяч километров туда и обратно. В конце каждого прожитого дня делал записи: с кем обедал, о чём говорил, что понравилось, что удивило. В конце путешествия, проанализировав черновики, я понял, что там много интересного, и мне захотелось этим поделиться. Во все свои путешествия я никогда никого не беру с собой в машину. Считаю, что любой человек, который будет сидеть рядом, сделает меня своим пленником. А когда я еду один, могу вспомнить Ницше, Айвазовского, Есенина. У меня всегда много интересных собеседников.
– А как давно Вы пишете стихи?
– Стихи писать я начал сравнительно недавно, лет двадцать назад. Это было дело случая. Редактируя творения губкинских поэтов, я критиковал некоторых за узкость тем. Они возмущались, мол, а ты сам попробуй что-нибудь наваять. Взял да и написал сам один раз, потом снова, снова… А наше объединение посещали и барды, и пишущие, и филологи. Вот они и собрали все мои листочки, которых быстро накопилось штук пятьдесят, и опубликовали. В писательской среде считаю себя дилетантом, а вот рисовал с раннего детства, и мне никогда в голову не приходило, что я не художник. Это было моё.
– Если Вы сами не писали стихов, зачем тогда взялись за организацию литературного объединения?
– Всё началось с того, что ко мне в мастерскую сначала заглянул один бард, потом пришли ещё люди с гитарами, чуть позже стала заходить и пишущая братия. Творческие споры перетекли в творческие вечера. Как правило, в литературном объединении нуждаются люди, которые не могут реализовать себя на своём рабочем месте. Например, журналист может полностью реализовывать своё творчество, а вот парикмахер или сантехник, которые пишут замечательные стихи, нет.
– А кто Вас поддерживает как художника, как писателя?
– Тому, кто творит, поддержка не нужна. Мне чаще всего приходится «отбиваться», чтобы не мешали. В жизни обычного человека очень много соблазнов. Иной раз попадаешь в компанию и слушаешь, какие сапоги удалось отхватить, какой кафель шикарный у них в ванной, и мне хочется убежать от этих «счастливых» людей. Я стараюсь жить не какой-то там меркантильной жизнью, и, наверное, никогда так не жил. Денежные накопления, дорогие машины, успех и слава меня никогда не прельщали. Я просто занимался творчеством, которое напрямую зависит от внутреннего, то есть духовного наполнения, оно должно быть благородным, а это уже зависит от того, чем человек живёт. Если вы живете заботой, чтобы, например, купить внучке мебель, тогда стихи не появятся, разве только о мебели.
– Как обычно рождаются Ваши строки?
– Например, рисую в мастерской однажды и вдруг вижу, что оранжевые краски мне почему-то уже кажутся жёлтыми – устал, значит. Беру чашечку кофе, становлюсь возле окна, пью и наблюдаю за тем, что происходит вокруг. А в нашем здании находится касса аэрофлота, там всегда многолюдно. И вот однажды подмечаю парня лет тридцати с рюкзаком за спиной, который быстро забежал, растворился в толпе, также быстро вышел оттуда и исчез за дверью. У меня тут же родились строки:
Любил ли я когда-то быстро-быстро
Перебирать ногами по земле?
И годы пронеслись, подобно искрам,
Сверкнули и растаяли во мгле...
Но я задумался: откуда эта кручина? Как-то неожиданно и непонятно начинается стихотворение, и тут же переписал его:
Напористый, как ветер в непогоду,
Легко рюкзак поправив за спиной,
Он шёл в толпу, как камень входит в воду,
Всё оставляя где-то за собой…
– Одно из Ваших стихотворений начинается так:
Какой канал ни подключу –
Везде война, пожар, расстрелы…
А где обычному человеку черпать позитивные эмоции?
– Лучшее лекарство – это просто побродить по лесу, желательно в одиночестве. У меня был товарищ, художник, работал со мной в мастерской, который не мог жить без охоты. Он мне говорил: «Взял я ружье в воскресенье, просто побродил по полям, никого не подстрелил, даже выстрела ни одного не сделал, а вернулся, как новый человек». А ведь, действительно, в современном мире мы постоянно находимся в состоянии конфликта. Выйти из него можно только оказавшись в среде, которая разорвет эту цепь напряжения. Если нет возможности часто бывать на природе, эту функцию может выполнить красивый пейзаж на стене как на работе, так и дома.
– Мы знаем, что Вы мастер живописи, неустанно творите на этом поприще. Но сегодня Вы приехали к нам со своей новой книгой, которая пополнила городской библиотечный фонд серии ямальских авторов. Расскажите о ней, пожалуйста…
– До того, как она вышла в свет, на протяжении трёх лет я наблюдал за птицами. У меня за дверью на крылечке висит кормушка. Я туда кладу хлеб, сало, семечки. Поесть прилетают самые разные пернатые. Одним из первых родился такой стих:
Куропатки здесь не редки,
След их виден тут и там.
Под кустами, вдоль беседки
Ищут корма по дворам.
Был мороз под сорок восемь.
Всё в тумане, тишина.
Я немного ягод бросил
Куропаткам у окна.
Те сначала испугались,
Улетели, но потом
Возвратились и склевали
Всю бруснику под окном.
Ночью долго снились птицы,
Лес, морозная пыльца.
Утром вижу – след лисицы
Возле окон и крыльца.
Потом родились и другие стихи на эту тему, почему-то все последующие я написал от имени маленькой девочки. Так и возникла книга:
«28 небылиц про меня, кота, собаку, белку рыжую и птиц». Здесь я хотел бы отметить, что такое поэзия, а что такое просто описание происходящего в стихах. Если убрать последние строки про лисицу, это и будет просто описание. А вот лиса, символизирующая опасность, уже вызывает к произведению больший интерес, заставляет задуматься. Это уже и есть поэзия…
***
И день и ночь несу свой крест –
Не отрекаюсь
Ни от чего, что в сердце есть,
Ни в чём не каюсь.
И не кричу своим богам:
«Упрёк забыли,
Когда был брошен я к ногам
В грязи и пыли?»
Я должен был идти на дно
И раствориться,
А мне хотелось, как в кино,
Подняться птицей.
К богам не званый на пиры
В большие залы,
Я постигал свои миры
В плену вокзалов.
И как подлодка под водой,
Искал просвета,
Зажав пробоину рукой
У сердца где-то.
***
Не маните дали, не маните.
Отшумело, отзвенело мое лето.
На висках серебряные нити
Мне все чаще говорят об этом.
Только что-то есть в душе такое,
Что сильнее этой грустной мысли,
Что влечет и манит за собою
В голубые радужные выси.
Отчего я голову теряю,
Погружаясь в этот сладкий омут,
А куда лечу, и сам не знаю,
Только не умею по-другому.
Видно, время только с телом дружит,
Над душою у него нет власти,
Круг друзей становится всё уже,
Но сильней и чувственнее страсти.
***
Не убивайтесь! Это всё пройдёт,
Отчаянье и боль небесконечны.
Я знаю, я уверен наперед:
Вы завтра будете счастливы и беспечны.
Потом опять надвинется гроза,
И вас обступят неудачи тени,
Но всё пройдёт, как я уже сказал,
Не становитесь только на колени.
***
Когда свершится, что дано
В иные дали мне отчалить,
Хочу, чтоб вы не замечали,
Как станет пусто и темно
Мое окно.
Пусть льется музыкальный бриз,
Пусть свет со всех сторон струится,
И крыльями забьется птица,
Когда садится на карниз,
Сползая вниз…
Барыльченко Василий Кузьмич родился в 1938 году в селе Покрокиреевка Старобешевского района Донецкой области. Считает, что творческая жилка у него в генах. Его мать великолепно шила, к отцу же люди со всей округи съезжались, как к искусному кузнецу. После войны Василий Барыльченко окончил художественную школу в городе Тернополе. Всю свою жизнь до выхода на заслуженный отдых работал художником-оформителем. Является автором десятков книг и художественных альманахов.
Фото автора
Татьяна КОЗАРЬ