Три бойца одной семьи
«Мой прадедушка родом из маленькой деревни в Башкирии. За свою долгую жизнь он был участником двух кровопролитных войн: Советско-финской 1939–1940 годов и Великой Отечественной, – рассказывает Элина Гильфанова. – К сожалению, его не стало за три года до моего рождения. Но я всегда интересовалась судьбой прадедушки и решила проследить его боевой путь по красноармейской книжке, которую как зеницу ока хранили сначала Закир Гареевич, а потом и моя мама».
До войны он работал конюхом у односельчанина и влюбился в его дочку Фатиму. Вскоре молодые поженились. Но впереди их ждали непростые испытания. В 1930-е годы отца девушки раскулачили и отправили в Сибирь, по дороге мужчина скончался. А Фатима и Закир решили покинуть родную деревню и отправились в город Ишимбай. Там и настигла их сначала Советско-финская война, а потом и Великая Отечественная.
Воевал под Синявино
Синявинская операция (19 августа – 10 октября 1942 года) – наступательная операция советских войск Волховского и Ленинградского фронтов, проведенная с целью прорыва блокады Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны. Несмотря на то что она не привела к освобождению города, советские войска не позволили противнику осуществить план захвата Ленинграда под кодовым наименованием «Северное сияние», сковали значительные силы немцев и тем самым способствовали обороне Сталинграда и Северного Кавказа.
Закир Аминев отправился защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков в конце июня 1941 года. На фронт его провожали жена и две дочери. Проследить боевой путь солдата Элина смогла начиная с 1942-го. Первая запись в красноармейской книжке гласит, что Закир Гареевич служил в составе
1074-го стрелкового полка в роте противотанковых ружей. После ранения в мае 1942 года перешел в 3-й батальон военного снабжения этого же полка на должность ездового. Он управлял лошадьми: либо пароконной повозкой, либо входил в орудийный расчет, обеспечивая транспортировку орудия. В 1943-м был переведен в 60-ю конно-санитарную роту 1 078-го стрелкового полка повозчиком.
«Закир Гареевич рассказывал, что участвовал в обороне Ленинграда, с болью в сердце вспоминал бои под Синявино. Советские солдаты шли в атаку со штыками, пулеметами прямо по болоту, не могли даже укрыться от шквального вражеского огня… Когда заканчивались патроны, они голыми руками бросались на противника. По его словам, из тысяч воинов в живых осталось только несколько десятков», – передает семейную историю Элина Гильфанова.
В боях за освобождение Родины от ненавистных захватчиков Закир Аминев получил несколько ранений, последнее оказалось настолько серьезным, что бойца отправили в тыл. После возвращения в Ишимбай Закир Гареевич работал на машиностроительном заводе литейщиком. Вместе с супругой Фатимой воспитал четверых детей. «Прадедушка очень трепетно относился ко всем своим наградам. Но незадолго до смерти он потерял одну из самых дорогих – орден Отечественной войны II степени, которую получил спустя 40 лет после Дня Победы за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, – говорит Элина. – И как же была удивлена и рада моя мама, когда нашла этот орден в кармане старого пиджака, аккуратно завернутым в платочек!»
Имя победителя увековечено
Элина с гордостью вспоминает и о другом прадеде со стороны отца – Аслахе Гильфанове. В середине 1930-х годов он уехал со своей женой в Москву, строил в столице СССР метро. В начале 1939 года молодая семья вернулась на малую родину в Башкирию. Там появился первенец.
«На фронт Аслаха Гильфанова призвали 12 октября 1941 года, он ушел, оставив супругу с маленьким сыном. И не вернулся… «Можно считать погибшим с мая 1942 года» – написано в архиве обобщённой базы данных «Мемориал», – рассказывает Элина Гильфанова. – Похоронку моей прабабушке так и не принесли, и она всю жизнь ждала своего мужа, несмотря на рассказ односельчанина о том, что Аслах забежал в избушку, которая дотла сгорела от разорвавшегося снаряда. В родном селе моего папы стоит памятный обелиск, на котором высечено и имя советского солдата Аслаха Гильфанова».
В одном строю с муравленковцами
«В прошлом году я в едином строю с муравленковцами шла по улицам города, гордо держа над головой портрет еще одного моего прадеда – Сагимана Нугумановича Мусина. На войну он ушел семнадцатилетним юношей, был разведчиком. Вернулся домой инвалидом II группы, потеряв один глаз от выстрела снайперской винтовки, – говорит Элина. – В этом году я вновь приму участие в акции-шествии «Бессмертный полк». Это история моей семьи. И я чту память моих родственников, их подвиги».
Фото Юлианны ФАЛЬШ
Анастасия ПОНОМАРЁВА