На прививку искусством – с пелёнок
На днях мне довелось побывать в детской школе искусств на мастер-классе, который проводила для преподавателей театральных студий и режиссеров руководитель творческой лаборатории «Бэби Лаб», режиссер и продюсер Екатерина Гаева из Москвы.
В перерывах между занятиями участники мастер-класса охотно делились своими первыми впечатлениями о театре, в котором малыши смогут быть не только зрителями, но даже участвовать в постановке.
«По большому счету проект направлен на воспитание будущего зрителя. Сегодня на мастер-классе я почувствовала себя совсем маленькой. Не всем это с первого раза удавалось. Двигались, думали, падали, как малыши. Оказывается, очень непросто вспомнить навыки, которыми когда-то в детстве обладала, но увлекательно, – говорит заведующая отделением театрального искусства, преподаватель театральных дисциплин детской школы искусств Галина Степанова. - К примеру, на одном из занятий мы много работали с бумагой. Делали из нее скакалку, дорожку, кадры для киноленты и многое другое. Когда ко мне подходил малыш, то было сразу ясно – вот сейчас ему интересно».
Режиссер проекта «В театр вместе с мамой», преподаватель театральных дисциплин театрального отделения детской школы искусств Наталья Петрова добавила: «Встреча с театром в возрасте до 6 лет – очень важное событие. Если ребенку неинтересно, то он не будет смотреть из вежливости. И актеры это понимают. Здесь всё по-честному. Потому режиссеры и актеры будут работать над тем, чтобы заинтересовать детей, а для этого использовать бесконфликтную драматургию с массой различных приемов, начиная от музыки и заканчивая пластическими этюдами и метаморфозами с предметами».
А началось всё с «Бэби Лаб»
Кстати, еще пару лет назад в России театра для детей до трех лет вообще как явления не существовало. Считалось, что их надо приобщать к искусству на четвертом году жизни, а три десятка лет назад эта планка была еще выше – после 6-7 лет. Теперь многое изменилось.
«Школа «Бэби Лаб» открылась в Москве два года назад. Первые мастер-классы для нас преподал итальянский детский режиссер Роберто Фрабетти, потом опытом с нами делились поляки, бельгийцы, французы. Сотрудничаем с европейцами не случайно, а потому, что у них жанр бэби-театра развивается уже более 30 лет. Им есть чем поделиться, – рассказывает Екатерина Гаева. – Сегодня в обществе в принципе меняется отношение к маленькому ребенку, младенцу. Есть понимание, что театральные спектакли могут ставиться и для самых маленьких».
Вернёмся в детство
Екатерина Гаева считает, что при постановке спектакля для малышей надо учитывать множество возрастных особенностей. Одна из них – детское восприятие, оно особенное. К примеру, в театрах для взрослых ребенок сидит на стуле, а не подушках, как в бэби-театре. Находясь в первых рядах, малыш видит снизу вверх, лица и тени искажены. Если взрослый с этого же угла посмотрит, то увидит просто страшную картинку... Поэтому актеру необходимо найти правильное расстояние до маленького зрителя и положение, чтобы находиться на уровне глаз ребенка.
«При постановке спектакля важно учитывать его продолжительность, а это не более 40 минут, и также темпоритм. Нельзя забывать и об особых подходах и технике, а также интонации. По большому счету взрослые должны почувствовать себя малышами. Это сложно, но вполне возможно», – пояснила режиссер.
Кстати, после каждого спектакля маленького зрителя ждет интерактивная часть. Он может вместе с родителями пересечь черту между сценой и зрительным залом, условную рампу, и поближе рассмотреть предметы, которые «участвовали» в театральном действе и даже пощупать декорации. Ребенок оказывается участником истории, которая только что происходила на сцене.
«Посещая, к примеру, выставки с ребенком, родители не ставят задачу, чтобы он непременно в будущем стал художником или скульптором. Они просто приобщают его к творчеству, к чему-то красивому и позитивному. Так и с бэби-театром. Вероятнее всего, малыш в будущем не станет актером или режиссером, но, возможно, станет зрителем, который будет регулярно посещать профессиональные театры, – поясняет Екатерина Гаева. – Важно одно, чтобы ребенок с самого раннего детства получил прививку искусством, театром на всю жизнь».
В этом году детская школа искусств стала одним из победителей грантового конкурса
«Газпромнефть-Муравленко» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». Учреждение получило средства на развитие проекта «В театр вместе с мамой», которое говорит само за себя. Театр будет работать для детей от 2 до 6 лет по выходным, два раза в месяц. Первое интерактивное представление запланировано на 2 октября, а пока школа заключила контракты на приобретение звуковой аппаратуры, ноутбука, цифрового фортепиано, костюмов, мягкой модульной мебели – пуфов и подушек.
Нина ГУЛЬТЯЕВА