До последнего солдата

26 мая 2016

Ратиборцы уже в шестой раз ездили на раскопки в Бельский район Тверской области. В 1942-м там практически в полном составе погибли 75-я Омская стрелковая бригада и 150-я Сибирская стрелковая дивизия.

«Погода в этом году нам помогала, – говорит руководитель клуба «Ратибор» Светлана Прасолова. – Конечно, в первую неделю шли дожди, зато потом установилась по-настоящему летняя жара. Почва немного подсохла, и это позволило вести поисковые работы в труднодоступных местах, в болотистой местности. Правда, из-за весенних паводков кое-где земля была еще довольно сырой, а иногда там собирались грунтовые воды. Но ребята их откачивали и поднимали из земли останки солдат и различные артефакты».

Самая большая удача для поисковиков – найти возле бойца его солдатский медальон. И участникам «Вахты памяти», проходившей в Бельском районе, повезло: рядом с останками павшего красноармейца они обнаружили капсулу, внутри которой лежала записка с его подробными личными данными. «Он написал на листочке не только фамилию, но и номер своей дивизии, полка, даже роты, адрес родных. Как потом выяснилось, внуки и правнуки бойца сами искали место гибели героя: в 90-х подавали запросы в архивы, и благодаря этому родню красноармейца удалось разыскать очень быстро», – рассказала Светлана Прасолова.

Один из ратиборцев, Андрей Гирш, – участник уже трех экспедиций. Но каждый раз парень получает массу новых впечатлений. «Мне запомнилась встреча с Александром Магерамовым, – говорит Андрей. – Он автор повести «В Чистилище», в ней рассказывается о тех страшных боях, которые шли на Бельском плацдарме в 1942-м. Александр Арнольдович подошел ко мне, когда я работал в поле, и попросил научить его пользоваться металлоискателем. Оказалось, писатель впервые решил поучаствовать в «Вахте памяти».

Всего в этом году члены экспедиции, проходившей в Тверской области, обнаружили останки 99 красноармейцев. Поисковики торжественно захоронили их в братской могиле в мемориальном комплексе, расположенном в деревне Демяхи.

Первый «боевой»

Отряд «Искра» в составе сводного ямальского отряда занимался поисковыми работами в Шолоховском районе Ростовской области. Это был первый выезд искровцев на раскопки – как говорят, «боевой».

«Эмоции переполняли, когда обнаруживали останки бойцов, кровь стыла в жилах, – делится впечатлениями командир поискового отряда «Искра», специалист Центра патриотического воспитания по работе с молодежью Станислав Петров. – У многих в такие моменты на глаза наворачивались слезы. В экспедиции тебя с одной стороны окружает мирная жизнь: голубое небо, поют птички, но только опускаешься в раскоп, перед глазами, как в кино, начинают проплывать картины сражений. Смотришь: вот лежит каска, чуть дальше – шомпол от винтовки, а где-то рядом останки бойца, может, даже нашего ровесника. У меня до сих пор, когда вспоминаю всё это, мурашки начинают бегать по коже».

Помимо ямальцев в экспедиции в Шолоховском районе участвовали отряды из разных уголков России: Крыма, Астрахани, Волгограда, Мордовии. Они занимались раскопками в четырех секторах.

"Из всей «Вахты памяти» мне запомнилось больше всего два момента, – рассказывает боец поискового отряда «Искра» Никита Колесниченко. – Первый –работа на переправе. В годы войны нашу колонну, когда она переправлялась через Дон, атаковали немецкие штурмовики. Тогда фашисты на маленьком клочке суши уничтожили около пяти тысяч единиц техники. И мы во время «Вахты памяти» откапывали машину ЗИС-5. Но самые яркие эмоции у меня вызвал случай, произошедший в другом секторе. Командир одного из поисковых отрядов обнаружил в раскопе неразорвавшуюся мину, сдетонировать она могла в любой момент. Я в это время находился буквально в десяти шагах. Взрослые тут же отвели всех на расстояние 100 метров и вызвали саперов».

В ходе экспедиции нашим поисковикам, работавшим в Ростовской области, также сопутствовала удача: они нашли останки пяти солдат Красной армии. И личность одного из них удалось установить. Им оказался рядовой Сергей Александрович Калишин 1911 года рождения. Штаб «Вахты памяти» связался с родственниками найденного героя, и им передали его останки для захоронения.

Кроме того, искровцы обнаружили немало «железа»: так поисковики называют мины, патроны, автоматы и прочие артефакты времен войны. Некоторые находки они привезли с собой в Муравленко. Коллекция музея, расположенного в Центре патриотического воспитания, пополнилась: хвостовиками от немецких и итальянских снарядов, «рубашкой» от советской гранаты, патронами, солдатской каской, шомполом.

Фото из архива поискового отряда «Искра» 

Евгений ЧЕРНИГОВСКИЙ

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер