Спасли из смертельной ловушки
Несколько дней назад к руководству «Газпромнефть-Муравленко» за помощью обратился оленевод Юрий Пяк. По телефону он сообщил, что около 70 оленей из его стада забрели в болото и не могут оттуда выбраться самостоятельно. «Я привел их на водопой к одному из озер, с берега было не видно, что на дне топь. Вначале животные просто пили воду, но постепенно, спасаясь от жары и оводов, начали заходить всё глубже. Так они и увязли. Сам я ничего сделать не мог, родственники тоже не спешили на помощь», – рассказал Юрий.
Такая потеря для оленевода стала бы большой трагедией, поэтому, поразмыслив, он решил обратиться за помощью к нефтяникам. Ближе всего к месту происшествия находились сотрудники цеха добычи нефти и газа № 8 (ЦДНГ-8) и цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов № 2 (ЦТОиРТ-2), работающие на Вынгаяхинском месторождении. Как только они узнали от своего руководства о случившемся, сразу же поспешили на помощь оленеводу.
«Приехав на место, мы увидели, что животные уже погрузились в воду по самые головы, – говорит Максим Волковский, заместитель начальника ЦДНГ-8. – Сил у них не было. Не теряя ни минуты, мы приступили к спасению».
Нефтяники зашли в болото и начали потихоньку вытаскивать оленей: набрасывали на голову петлю, продевали туда переднее копыто животного, затягивали ее и тащили парнокопытных на сушу. «Было тяжело, – рассказывает Иван Сечко, оператор по добыче нефти и газа ЦДНГ-8. – Мы стояли в воде с голым торсом, поэтому мошка и оводы постоянно кусали нас, а отмахиваться от надоедливых насекомых не могли, поскольку руки были заняты. Кроме того, взрослый олень весит немало, и под конец спасательной операции мы сами едва передвигали ноги от усталости».
Правда, не всех животных ловили арканом. «Самых маленьких, – вспоминает Иван Владимирович, – нам приходилось выносить на руках. Лично я спас так двоих или троих».
Работникам градообразующего предприятия пришлось далеко непросто еще и из-за климатических особенностей нашего региона: верхний слой воды был прогрет достаточно хорошо, а вот дно болота оказалось устелено льдом.
Но и это еще не все трудности, с которыми столкнулись сотрудники «Газпромнефть-Муравленко». На суше оленям тоже требовалась помощь: нефтяники прочищали животным от грязи и слизи дыхательные пути, массажировали им бока, чтобы удалить воду из легких. «Как всё это делается, нам показал хозяин стада, – говорит Алик Прилепа, трубопроводчик линейный ЦТОиРТ-2. – Без таких процедур животные бы просто умерли».
В итоге работникам цехов удалось спасти около 70 оленей, еще четверо парнокопытных, к сожалению, погибли. Но Юрий Пяк доволен результатом операции. «Вначале я думал, что утонет всё стадо, и очень расстроился. Ведь для нас, представителей коренных малочисленных народов Севера, олени – это основной источник дохода, и такая потеря стала бы для моей семьи большой трагедией, а утрату четырех животных мы переживем. Большое спасибо руководству «Газпромнефть-Муравленко» и сотрудникам цехов, которые пришли на помощь», – сказал он.
Фото автора
Евгений ЧЕРНИГОВСКИЙ