Что такое счастье?
С этой немного «нескладной» цитаты из романа Олега Куваева «Территория» начинается и ею же заканчивается одноименный фильм, вышедший на экраны в 2014 году. И, на мой взгляд, она отлично передает дух картины.
Фильм «Территория» – вторая лента режиссера Александра Мельника. Первая – «Новая земля», частично снималась на территории Крайнего Севера.
Кстати, несложно догадаться, что ленту сняли именно по книге Куваева. Но в рецензии я не буду разбирать, насколько точно содержание экранизации соответствует первоисточнику. Нет. Я просто дам субъективную оценку фильму.
Как бусинки
Вкратце сюжет можно изложить так. Лето 1960-го. Чукотка. Геологическая экспедиция, которую возглавляет старший инженер Илья Чинков, согласно утвержденному плану занимается поисками месторождения олова. Но такое положение вещей Чинкова не устраивает: он уверен, в квадрате, где работают его люди, есть залежи золота. И требует от подчиненных, чтобы они начали искать драгоценный металл.
Но вдумчивый зритель поймет: старший инженер – далеко не главный герой, а поиски золота всего лишь «нитка», на которую режиссер как бусинки нанизывает истории множества персонажей.
Например, историю Сергея Баклакова, молодого, талантливого геолога. Сергей верит в собственное бессмертие и поэтому не боится в одиночку на несколько недель уходить на разведку залежей минералов. Или Владимира Моголова, начальника одного из отрядов. Его поступки практически всегда продуманны и решения взвешенны, но стоит ему увидеть золотой самородок, и в глазах геолога загорается огонек.
Нашлось место в фильме и для отрицательного персонажа, хотя таким он кажется лишь на фоне своих коллег и той эпохи, в которой живет. А в наше время его поведение, к сожалению, для некоторых является нормой. Геолог Гирин – харизматичный циник и, по его собственным словам, «предпоследний авантюрист». Живет для себя, любит сигары, коньяк и как-то умудряется всё это доставать на Чукотке 60-х годов.
Есть даже немного мистический герой. Старик Кьяе. Дедушка пасет оленей и делится со зрителем таежными мудростями.
Так о пастухе писал Куваев:
«…За долгие годы жизни мимо Кьяе прошло много людей. Ему нравилось думать о них, о сказанных ими словах. От одних людей пахло потом. Даже мысли их, так Кьяе казалось, пахли работой. Он уважал их. От других пахло деньгами. Их Кьяе жалел. Он сердился, когда о жизни говорили «хорошая» или «плохая». Жизнь не может быть хорошей или плохой. Просто она бывает разной. Она всегда просто жизнь. Смешно думать, что деньги могут улучшить ее. У самого Кьяе было очень много денег. Зарплата пастухов откладывалась на книжку, и ему некуда было их тратить…»
Отдельного абзаца достоин каждый персонаж картины, их характеры действительно уникальны. Но, несмотря на разные взгляды на жизнь, есть то, что их всех объединяет. Они романтики, им не интересна «большая земля» и общество «приобретателей»: герои фильма живут мечтой, и каждый из них может рассказать, что такое счастье.
Кстати, девиз персонажей картины и всей ленты: «Могём!». Но произносят они фразу редко и только по делу: она не набьет зрителю оскомину.
Бескрайние просторы
Рассказывая о «Территории», невозможно не упомянуть про работу оператора. Все кадры сделаны не в павильонах, не на вездесущем «хромакее», а на «натуре»: фильм снимался на Таймыре, в Красноярском крае на плато Путорана, которое ЮНЕСКО признало памятником Всемирного наследия, на Чукотке в бухте Провидения. Горы, ледники, сопки, бурные реки, отвесные скалы, замерзшие водопады, небо, пейзажи бескрайней тундры, да, в конце концов, комары и мошки! Всё это выглядит настолько красиво, что любой кадр фильма можно распечатать, вставить в раму и повесить на стену.
«Олень ходит, медведь ходит – геолог пройдет» – в таких условиях и работают герои фильма.
Саундтрек фильма тоже отличный, мелодии и песни подобраны «в тон» и нисколько не отвлекают от происходящего на экране.
В заключение
У Александра Мельника получился отличный фильм. Это кино можно и нужно смотреть с детьми, родителями, бабушками и дедушками. Люди в возрасте вспомнят молодость, советскую эпоху. Дети увидят, что настоящие герои – не парни в цветных лосинах, а суровые работяги, которые каждый день трудятся в нечеловеческих условиях, и при этом главное для них не деньги.
И последнее... После просмотра вам наверняка захочется прочитать книгу. Как и мне. И я уже ее читаю…
Евгений ЧЕРНИГОВСКИЙ