Что большому дому, то и маленькому…
– Мы жили в трех километрах друг от друга, в соседних деревнях. Руфат учился в гимназии райцентра, потом родители решили перевести его в нашу школу, – рассказывает Гузель Мусина. – Вскоре мы поняли, что хотим быть вместе. Я его ждала из армии, он меня из института…
Поженились Гузель и Руфат два года назад, как и полагается у башкир, следуя национальным традициям и обычаям. «Это не просто дань уважения нашим предкам, а основа, фундамент для новой зарождающейся семьи. Какой обряд ни возьмите, в каждом заложен глубокий смысл, если говорить современным языком, происходит некое программирование молодых только на добро, любовь и крепкие узы брака, – рассказывает мама Гузель, Лилия Мансуровна. – Взять, к примеру, обычай, когда невеста приходит впервые после никаха (бракосочетания по мусульманским законам) домой к жениху. Свекровь, встречая ее на пороге, дает вкусить ложку меда и масла, чтобы жизнь была сладкой и гладкой у молодой жены в ее новом доме. Причем считается, что она уже приходит туда хозяйкой. Дружба между свекровью и невесткой – одна из гарантий счастливой семейной жизни. Я выходила замуж двадцать пять лет назад, и у нас со свекровью до сих пор очень хорошие отношения».
Пришлась ко двору семье своего мужа и Гузель. Ее сразу приняли как родную и стали называть дочерью. Руфат же подружился со своим тестем, который называет его не иначе, как сыном. Сразу после свадьбы молодые переехали к родителям невесты в Муравленко. Гузель работает социальным педагогом в детском саду «Золушка», Руфат – заместителем директора одного из магазинов «Монетка». Поначалу они жили под одной крышей с отцом и матерью, а недавно все вместе, поднакопив, смогли приобрести отдельное жилье для молодой семьи. По башкирскому обычаю невеста приходит в дом жениха с приданым, так было и у Гузели с Руфатом. Поэтому сейчас у них есть чем обставить свой угол. «У нас в Башкирии говорят так: «Что надо маленькому дому, то и большому, и наоборот». Невеста приходит в дом жениха уже со всем необходимым для создания уюта и быта в новой семье. Рано или поздно молодые всё равно начинают жить отдельно, поэтому в «сундук» собирают вилки, ложки, тарелки, чайник, кастрюли, матрасы, кровати, занавески, скатерти, – говорит Лилия Мансуровна. – В каждой посудине непременно должны были быть семена зерновых, символизирующие достаток. И я также замуж выходила, и моя мама, и бабушка. Народная мудрость этого обряда заключается в том, чтобы молодые муж с женой могли думать о потомстве, укреплять свои чувства, чтобы, как говорят сейчас, быт не разрушил их брак».
Отношение к семье у башкир всегда было особенным. Мало того, что такое явление, как развод, очень осуждалось в народе, готовиться к женитьбе детей они начинали с их рождения. Помимо сундука и калыма родители и мальчиков, и девочек готовили главное приданое для будущей молодой семьи – это достойное воспитание своего чада, приучение его к труду и семейной жизни в любви и верности. Гузель и Руфат Мусины также научились всему этому у своих родителей. «Он очень хороший, заботливый, скромный, уважительный и целеустремленный, – хвалит мужа молодая жена. – Помогает во всем, не надо просить или заставлять, настоящий хозяин, сам видит, что нужно сделать». «Когда жена сама трудолюбивая, всё по дому делать умеет, готовит вкусно, поддерживает во всем, с пониманием относится, то и мужу на душе радость, руки сами за работу берутся», – добавляет Руфат.
Вот он, рецепт семейного счастья, – инструкция по применению уже давно написана, народными традициями и обрядами пропитана, коли хочешь жить и радоваться – пользуйся на здоровье!
- Невеста входит в дом жениха под песни-наставления о том, как нужно себя вести со свекровью и другими родственниками новой семьи. Белая ткань символизирует чистоту телесную и душевную, а также защищает от сглаза.
- Молодожены после официальной регистрации брака усаживают своих родителей на урындык – стол, он же стул, и устраивают чайную церемонию в знак благодарности и уважения к ним
- В первый день свадьбы жениху предстоит немало испытаний. Проходит он их охотно, легко и весело. Чтобы обряд выкупа начался, ему на голову водружают корону и сажают на коня – принц, как-никак! Потом свидетельница рукой проверяет, есть ли у него вообще сердце, в доказательство того, что оно еще и горит любовью к своей избраннице, он должен выложить ее имя деньгами, подмести крыльцо в знак чистоты своих помыслов и серьезности намерений и на родном языке под гитару рассказать ей о своих чувствах.
- Второй день торжества. После того как невеста сходила на родник за водой и напоила всех гостей, ее отец снимает полотенце с коромысла и туго связывает руки молодоженов, чтобы их брак был особенно прочным. Эта традиция в семье передается из поколения в поколение.
Татьяна КОЗАРЬ