Судьбы, опалённые войной
Бабушка моей собеседницы родилась в 1929-м в селе Зюзя Новосибирской области. Здесь не было героических сражений. Здесь была другая война. Война, которая вела счет разбитых сердец и искалеченных душ, осиротевших и овдовевших, рано повзрослевших. Она была среди тех девчонок и мальчишек, которые проводили в бой отцов и остались в доме за главного помощника матери.
Прадед Шмаков
Павла Шмакова забрали на фронт в самом начале войны. А дома остались беременная жена и пятеро детей – мал мала меньше. Судьба его была нелегкой. Родился в 1905 году, остался без родителей очень рано, а с ним были еще два младших брата. Женился в 18 лет на девушке Насте, она-то и взяла на себя всю заботу о братьях мужа. Павел Лукич до войны работал в колхозе «Первомайский» Новосибирской области бригадиром, потом кладовщиком, а позже – заведующим фермой. Анастасия вела хозяйство, присматривала за детьми. И вот война. Разлука. Тревога и переживания за мужа и за детей.
Так уж исторически сложилось, что война – дело мужское. А сколько печали и тяжести легло на хрупкие женские плечи! «Бабушка Полина была в четвертом классе, когда ее отец, а мой прадед, ушел на фронт, – рассказывает Наталья Солянникова. – Ей пришлось очень рано повзрослеть и стать помощницей маме, которая, уходя на работу, оставляла ее, двенадцатилетнюю девочку, присматривать за младшими детишками». Павел Лукич писал с фронта письма: про трудности умалчивал, всё больше интересовался семьей, детьми. Понимал, что жене очень сложно одной с шестерыми.
Воевал он в составе 5-й гвардейской стрелковой дивизии в разведывательной роте. В годы Великой Отечественной войны дивизия участвовала в Московской битве, в марте 1942-го освобождала города Алексин, Юхнов. Летом 42-го пришла открытка от друзей прадеда Натальи, в которой они сообщали о том, что Павел Лукич Шмаков убит при исполнении задания и похоронен в братской могиле в деревне Кувшиново Юхновского района Смоленской области. Похоронка пришла следом. Убит. Овдовела Анастасия, осиротели ребятишки. В Книге памяти Новосибирской области есть имя прадеда Натальи Солянниковой.
За годы войны из шестерых детей Павла и Анастасии остались только трое: остальные умерли от туберкулеза, рахита и голода. Бабушка Натальи, Пелагея Павловна, после войны трудилась в Отреченском колхозе, ухаживала за телятами на ферме, боронила пастбища для коров, – везде, где требовались рабочие руки. В 1954 году вышла замуж за статного, симпатичного парня. Ее муж Беленок Пётр Иванович, 1924 года рождения, тоже воевал. В 1943-м, в восемнадцатилетнем возрасте, призвался на фронт.
Дедушка Петя
Дед Натальи Солянниковой был артиллеристом, воевал в составе 703-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка, прикомандированного к 5-й армии на Западном фронте. Освобождал Белоруссию, Прагу, Варшаву, дошел до Берлина. Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина».
В архивах Министерства обороны Наталья нашла выписку из приказа о награждении личного состава, датированную 28 мая 1945 года: «Замнаводчика орудия 3 батареи мл. сержанта Беленок Петра Ивановича за то, что он в боях за Советскую Родину имеет одно тяжелое ранение и является активным участником Отечественной войны, наградить медалью «За боевые заслуги».
Наталья отнесла сохранившиеся медали деда в музей на его родине.
Домой с фронта вернулся только в 1947 году. Работал в колхозе «Отреченский» бригадиром дойного гурта. «Дедушка Петя был работящим, всё умел делать сам, поэтому и жену выбрал себе под стать. Бабушка Полина была шустрая, спорая на руку, легкая на подъем и во всем прислушивалась к мужу», – рассказывает Наталья. Петра Ивановича назначили управляющим зверофермой, и Пелагея Павловна ему во всём помогала. У них родились четверо детей: два сына и две дочери. Самая младшая – мама Натальи.
Еще у Петра Ивановича была пимокатная квартира, то есть мастерская по изготовлению валенок. «Дедушка был умелым пимокатом, вся деревня в его валенках ходила – в них никакие сибирские морозы не страшны!» – говорит внучка фронтовика.
Ниточка памяти
Детей, а потом и внуков, которых было восемь, Пётр Иванович с раннего возраста приучал к труду. Был строг, но справедлив. За столом разговоры не приветствовались, за непослушание мог наказать. Каждое лето всех внуков везли в деревню к Петру Ивановичу и Пелагее Павловне. Именно здесь и происходило общение нашей героини с дедом-фронтовиком, все воспоминания так или иначе связаны с летними каникулами. «Он был высокий, красивый, подтянутый. Трудолюбивый, очень-очень серьезный и немногословный. Они вообще немногословны. Те, кто прошел эту страшную войну. По словам бабушки, каждый год в День Победы дед грустил, уединялся, смахивал слезы, вспоминая о погибших товарищах. Про войну ничего не рассказывал. Но зато когда улыбался, его глаза буквально светились, и тогда он не казался нам, внукам, таким строгим», – поделилась воспоминаниями Наталья. Запомнилось ей и то, как она примеряла шляпы Петра Ивановича, как они с дедом слушали старое радио и пели песни. Ей было пять лет, когда его парализовало, а она с бабушкой поила его с чайничка. Давно это было, но такие моменты не забываются. Дедушка Натальи умер, когда ему было 65 лет – сказались ранения и болезни.
Наталья Солянникова участвовала в акции «Бессмертный полк». «В своей семье с раннего возраста я прививаю детям чувство патриотизма, чувство гордости за свой народ, за тот великий подвиг, который совершили прадеды и деды в те тяжелые военные годы. Стараюсь, чтобы ниточка памяти о них никогда не оборвалась», – сказала в завершение внучка фронтовиков.
Фото Нины ГУЛЬТЯЕВОЙ и из архива Натальи Солянниковой
Елена МИТРОФАНОВА