Стать другим человеком
Уверен, на этот вопрос утвердительно ответили многие. Ведь наверняка у всех бывают такие моменты, когда всё приедается и появляется желание стать кем-то другим. Так, например, крупный чиновник с удовольствием перенесся бы в тело студента, который, как ему кажется, живет гораздо интереснее. А тот же студент с радостью стал бы на пару дней чиновником, чтобы попробовать на себе, каково это – руководить тысячами людей и решать судьбу страны.
Вот и главный герой фильма «Вакантна жизнь шеф-повара» Андрей тоже не смог отказаться от предложения пожить немного в другой личине.
Фильм «Вакантна жизнь шеф-повара» – дебютная работа выпускника ВГИКа Рустама Ильясова. До этого в его резюме было три короткометражки, одна из которых «Замок эльфов» – стала лучшей на 35-м Московском международном кинофестивале.
Сюжет
Лента лишь отдаленно связана с готовкой и кулинарией, на кухне действие разворачивается всего в паре эпизодов. Жанр фильма – фантастическая драма или даже триллер. Сюжет цепляет и держит зрителя в напряжении до самого конца, который, кстати, довольно неожиданный…
Итак, завязка. Жена Андрея отправляется в другой город на выставку кошек, и молодой парень на три дня остается один. Конечно же, на время отсутствия супруги у него намечена обширная «культурная» программа. Первый пункт в ней – поездка с другом в клуб. Но там молодым людям довольно быстро становится скучно, и они отправляются в фотоателье, где по ночам, по словам приятеля главного героя, проходят отличные вечеринки.
Но по пути машину, на которой едут друзья, останавливает ГАИ. Знакомый Андрея остается «разбираться», и главному герою приходится добираться в одиночку.
Атмосфера в фотоателье мистическая, а единственный сотрудник, он же хозяин, чем-то неуловимо напоминает Мефистофеля. Да и развлечения там необычные. «Вакантна жизнь шеф-повара», – говорит владелец странного места и предлагает заключить удивительный контракт, согласно которому главный герой будет жить три дня в теле богатого кулинара. Андрей тут же ставит свою подпись в документе, не спрашивая о последствиях…
На этом мистика заканчивается, и начинается настоящий триллер с немного философским уклоном. Главному герою предстоит пройти через многое – найти себя, собственное «я».
Съёмочная группа
Для дебютной работы молодого режиссера в картине очень хороший актерский состав. А главные роли – Андрея и мистического сотрудника фотоателье – играют звезды российского кино: Пётр Фёдоров и Виктор Вержбицкий соответственно.
Злодей у Вержбицкого яркий, не шаблонный, за ним интересно наблюдать. Конечно, симпатизировать такому персонажу сложно, но благодаря мастерству актера, даже этот «Мефистофель», скрывающийся под личиной владельца фотоателье, получился очень обаятельным.
Фёдоров тоже блестяще справился со своей ролью. Эмоции, мимика, жесты главного героя настоящие, они ни на секунду не кажутся наигранными, ему хочется верить. Наверное, за последнее время это одна из лучших работ актера. Думаю, в Андрее многие узнают себя, ведь очень часто мы готовы ввязаться в какую-то авантюру, не задумываясь при этом о последствиях. И сколько раз потом, оказываясь наедине с собой и своими мыслями, мы сидели и думали: «А правильно ли я тогда поступил? Может, нужно было сделать по-другому?»
В фильме отличная картинка. Безусловно, это заслуга и оператора, и монтажеров. Ракурсы очень интересно подобраны, когда нужно, кадры быстро сменяют друг друга, а статические планы очень атмосферные.
В заключение
Есть в ленте и минус – сюжет, он кажется немного недоработанным. При просмотре возникает ощущение, что сценарий для короткометражки специально дописывали, чтобы снять полный метр: после финальных титров многое остается неясным. Решить проблему можно двумя способами. Первый – вырезать несколько сцен, фильм сократится до 30-40 минут, и тогда все «лишние» сюжетные линии уйдут. Второй – наоборот, расширить хронометраж с полутора часов до двух, и за эти полчаса режиссер мог бы ответить на все вопросы, которые обязательно возникнут у зрителей после просмотра. Лично для меня второй вариант предпочтительнее.
Но в целом, по моему мнению, дебютная работа Ильясову удалась. Несмотря на некоторые проблемы со сценарием, кино получилось интересным, да и смысл, который режиссер вложил в ленту, глубокий.
Рустам Ильясов о своей картине:
– Этот фильм о месте человека в обществе, о мучительном желании стать тем, кем ты на данный момент не являешься. Сценарий основан в том числе и на моем собственном опыте.
Фото из Рунета
Евгений ЧЕРНИГОВСКИЙ