«Терпение и труд всё перетрут», – часто повторяют в семье Ковалевских
– Наша мама Людмила Николаевна много лет работала сначала продавцом, затем товароведом в первых в городе магазинах: «Банкор», «Нефтяник», пока не пришли девяностые и не начались кардинальные изменения в этой сфере, – рассказывает младшая дочь Ковалевских Елена, владелица кафе «Мираж». – Нас в семье трое детей, всех нужно было одевать, обувать, кормить, учить. И так как мама в торговле хорошо разбиралась, она стала индивидуальным предпринимателем.
Вместо тихих вечеров
Начинали с небольших палаток и тонаров на улицах города, чуть позже появились точки на рынке. В дело были вовлечены практически все члены семьи: мама, старший брат, две сестры. Сами ездили за товаром, стояли за прилавком, убирали помещения. Вместо тихих семейных вечеров Ковалевские работали. «После школы я поступила на заочное отделение экономического факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. В перерывах между сессиями ездила с баулами за товаром, торговала на рынке, там у нас был свадебный салон, – рассказывает Елена Ковалевская. – На третьем курсе с деньгами стало совсем туго: доллар резко взлетел, наступили времена, когда даже хлеб сами пекли, экономили на всем. Я перевелась в другой вуз, где обучение дешевле, но и его пришлось бросить. Старшая сестра Ангелина успела окончить университет в Питере, после чего осталась там жить. Сейчас у нее свой бизнес – свадебный салон».
Пять лет назад Ковалевским предложили арендовать помещение в здании банно-прачечного комбината. Так как опыт работы в сфере общепита у них уже был – летнее кафе «Балтика», рискнули, хотя понимали, что и проблем будет больше, и ответственность возрастет. Сделали ремонт и большой дружной семьей снова взялись за дело. Вскоре кафе «Мираж» заняло достойную нишу в сфере услуг нашего города.
Благодарны за подспорье
Но не всё гладко складывалось. Тяжело доставался Ковалевским хлеб. Семь лет назад во время пожара на суперрынке в отделе с колбасными изделиями оборудование было залито водой и пришло в негодность, продукты на круглую сумму пришлось отправить в мусорный контейнер. Свадебные платья в салоне, который тогда еще существовал, пропитались едким запахом и почернели. Индивидуальное предпринимательство Людмиле Николаевне пришлось закрыть, так как налог платить было не с чего. «И тут я услышала о грантовой поддержке. В Центре занятости населения мне подсказали, как нужно написать проект, какие документы собрать и куда обратиться, – говорит Елена. – Не помню, как называлась программа, но суть в том, что на 80 тысяч рублей, которые мне выделили как начинающему предпринимателю, мы смогли купить новый кассовый аппарат, весы, отремонтировать витрину и начать все заново. Два с половиной года спустя водитель разбил машину, на которой мы ездили в Сургут за продуктами, пришлось купить автомобиль в лизинг. Через несколько месяцев снова увидела объявление о том, что в Администрации города предоставляется грантовая поддержка предпринимателям, взявшим в кредит, лизинг оборудование или технику. В результате нам возместили тридцать процентов от стоимости – получилось более трехсот тысяч рублей. Это очень большое подспорье для нас, за что мы очень благодарны».
Сторонился бизнеса только отец. Ничего в нем не понимал и не вникал: Вячеслав Николаевич – художник. «Необычайно добрый человек. Самый лучший папочка на свете! В общении с людьми всегда боится обидеть кого-нибудь. Больше любит по дому хозяйничать. У нас даже мамочка за рулем, а папочка – рядом, – рассказывает Елена. – Сейчас родители живут в Белоруссии – папа всегда мечтал купить там дом с участком земли. Мама продолжает ездить туда-сюда, несмотря на возраст, помогает нам».
С полным текстом этой публикации можно ознакомиться в газете «Наш город» № 42 от 20 октября 2016г.