За «нечаянно» штрафуют отчаянно?
Мы все посещаем супермаркеты, где товар в свободном доступе расставлен на полках. Но порой такие походы заканчиваются неблагополучно: в силу неудачных стечений обстоятельств хрупкие товары оказываются разбитыми. Кто в таком случае несет материальную ответственность, всегда ли виноват покупатель?
Не моя вина
– Как вы разбили эту банку? – спрашивает меня продавец-консультант.
– Хотела достать с полки товар и поскользнулась. У вас тут пол мокрый, резко дернула рукой, задела банку, она и разбилась.
– Нужно же быть аккуратной!
Оказались в похожей ситуации? Тогда знайте, что в соответствии с Гражданским кодексом, если банка была разбита действительно случайно и никакой вашей вины в случившемся нет, ответственность несет собственник – магазин. Вы ничего платить не обязаны.
Ирина, покупатель: В корзину, в которой находилась пока только пара яблок, я положила вино. Но не успела дойти до молочного отдела, как пластмассовая ручка оторвалась, бутылка оказалась на полу. Итог – поломанная корзина и стеклянные осколки. Тут налетели на меня продавцы и уборщица, давай кричать. Я молчать не стала, потребовала администратора. Мы посмотрели видеозапись, он согласился, что причина – поломанная корзина, которую продавцы давным-давно должны были убрать.
За халатность придётся раскошелиться
– Понимаете, я по телефону разговаривала, заболталась и мимо корзины положила банку, вот она и оказалась на полу.
– Доставайте кошелек, и пройдемте на кассу.
В данной ситуации, действительно, возмещать ущерб придется мне, буду расплачиваться за собственную невнимательность.
На заметку: ответственность также ложится на плечи покупателя в случаях, если товар был испорчен умышленно или по причине халатности, неосторожного или неадекватного поведения.
Отметим, что порой покупатели действительно ведут себя слишком активно. А если еще и находятся в состоянии алкогольного опьянения, могут устроить разгром. Также, по словам Евгении, представителя руководства «Магнита», некоторые родители абсолютно не следят за своими детьми, которые носятся по торговому залу и скидывают с полок товар.
В тесноте и... в обиде
– У вас неправильно оборудован торговый зал! Пройти невозможно, всюду коробки, товар размещен непонятно как, вот и падает с полок, а виноваты потом покупатели! Плечом задела стеллаж, а банка упала. Платить не буду!
И окажетесь правы, в этом случае закон на стороне покупателя. Ответственность за узкие проходы между стеллажами, мокрый, скользкий пол, нагромождение коробок на полу, мешающих посетителям, неправильно размещенный товар, сломанные тележки несет сам магазин. К слову, во избежание таких ситуаций в зале самообслуживания продукты должны располагаться так, чтобы посетителям было удобно изучать ассортимент: расстояние между стеллажами – не меньше 1,4 метра.
С полным текстом этой публикации можно ознакомиться в газете «Наш город» № 43 от 27 октября 2016г.
Фото Юлианны ФАЛЬШ
Валерия ЧИЖИК