У артистов была своя война
Владимир Зельдин не служил в армии, – мечтал быть военным моряком, но медкомиссия не пропустила. Он видел войну, много о ней рассказывал. Любил Отечество и называл святым поколение, вынесшее на своих плечах все тяготы того времени. В одном из своих интервью сказал журналисту: «У моего поколения совесть чиста».
Война застала его в Кабардино-Балкарии, где снимался фильм «Свинарка и пастух». Сообщение о начале войны повергло съемочную группу в шок. Кое-как, на перекладных добрались до Москвы, почти все мужчины были призваны в армию. Зельдина взяли в танковую школу.
Владимир Михайлович вспоминал: «Недели через две-три нас собрали и сообщили, что согласно указанию Сталина нам дали бронь и приказали продолжать снимать картину. Сцены на выставке снимали под немецкими бомбежками, в две смены. Но защита неба столицы была очень хорошо продумана: зенитные орудия, прожектора. Мы по спискам дежурили на крышах, тушили зажигалки. Помню две бочки с водой и песком, щипцы, рукавицы, фартук. Мы ждали эти зажигалки и тушили их. Наверное, этот фильм (а точнее, указание Сталина) меня спас: многие мои сверстники и товарищи по танковой школе погибли на фронте. А мне на передовую выезжать доводилось только с концертами в составе артистических бригад. Выступая перед солдатами на фронте, я видел их глаза, я слышал аплодисменты и смех. В зрительном зале могло быть и 3 000 человек, а могло быть и 15-20. Госпиталя, призывные пункты»…
31 октября 2016 года Владимир Зельдин ушел из жизни. Не стало легендарного человека, жизнелюбию и стойкости которого можно было только позавидовать. «Любите Россию, потому что такой страны нет нигде, равно как и таких людей, с широкой душой и высокой духовной культурой!» – часто повторял он.
Владимир Михайлович, мы провожаем Вас аплодисментами!
/По материалам интернет-изданий/