Грамотно, аргументированно, в соответствии с темой
В середине аудитории напряжение вроде бы тоже еще не чувствуется. Но чем ближе к учителю, тем сосредоточеннее одиннадцатиклассники, а по их мимике и поведению видно – всё-таки волнуются. Одна из девушек не переставая крутит ручку и перекладывает с места на место черновики, другая нервно теребит кончики волос, а парень, сидящий возле входа, постоянно ёрзает на стуле и поправляет галстук. Как только педагог приступает к инструктажу, все лишние движения и разговоры прекращаются, даже на «камчатке»…
Волнение легко объяснить – через 20 минут, ровно в 10:00, для допуска к государственной итоговой аттестации им предстоит писать итоговое сочинение. На выполнение задания отводится 3 часа 55 минут. Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды имеют право на дополнительные полтора часа. Традиционно сочинение оценивается по системе «зачет/незачет». Ученики, которые не справятся с заданием, не явятся на сочинение или не успеют закончить его в положенный срок по уважительным причинам, смогут повторно выполнить работу 1 февраля и 3 мая 2017 года.
Точные темы сочинений школьникам стали известны только за 15 минут до начала. А до этого момента ребята знали лишь направления, в которых им предстоит размышлять – «Разум и чувства», «Честь и бесчестие», «Победы и поражения», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».
«Первую пробную работу мы написали еще в конце десятого класса, в этом году было еще две тренировки, – рассказывает Анастасия Ковтун. – Но всё равно я очень волнуюсь, сегодня одно из самых важных испытаний в моей жизни. Поэтому к экзамену готовилась основательно. Прочитала 16 произведений, шесть из которых не входят в школьную программу. Теперь у меня на каждое направление в голове есть готовый план работы».
Во время проведения итогового сочинения ученикам запрещается иметь при себе мобильные телефоны, справочные материалы, письменные заметки. Нельзя пользоваться текстами художественных произведений, дневниками, мемуарами, публицистикой, другими литературными источниками и собственными орфографическими словарями, – при необходимости их можно попросить у педагога.
На рабочем столе помимо бланка регистрации и бланков записи должны находиться ручка, документ, удостоверяющий личность, и черновик.
Контроль за соблюдением правил жесткий – на входе в лицей ученики проходят через рамку металлодетектора, в аудиториях ведется видеонаблюдение.
«Делать шпаргалки бессмысленно, если их заметят, то удалят из аудитории, – говорит Никита Эсаулов, – поэтому лучше хорошо подготовиться и выполнить работу самостоятельно, без «шпор». С направлением, по которому буду писать сочинение, определился заранее – «Опыт и ошибки». Несколько раз перечитал «Преступление и наказание», «О любви», «Гранатовый браслет», подобрал всю нужную мне аргументацию».
Работы школьников оценивают по пяти критериям.
– Проверять сочинения будут в Муравленко, результаты ребята узнают не позднее 20 декабря, – рассказывает Елена Баймухаметова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муравленковского многопрофильного лицея. – Схема оценки проста – для получения «зачета» необходимо, чтобы работа отвечала критериям: «Соответствие теме», «Аргументация» – необходимо использовать цитаты из произведений, «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность».
…Прошло примерно два часа, и школьники начали выходить из классов – веселые и радостные, оживленно обсуждали сочинение. «Легкотня!» – сказал один. «Зря волновались», – поддержал его второй…
Что ж, посмотрим на результаты.
Фото Юлианны Фальш
Евгений ЧЕРНИГОВСКИЙ