С хлебопекарней полевой дорогой фронтовой дошёл до Берлина Кирилл Супрунов
Родился Кирилл Супрунов 15 февраля 1901 года в городе Петропавловске Северо-Казахстанской области. Имел четыре класса образования, рано пошел работать. «Однажды на вокзале белогвардейцы, проверявшие документы, увидев рослого, крепкого парня, хотели сразу его к стенке поставить, чуть не признав дезертиром. Спасибо бабушке, которая принесла метрики, и солдаты выяснили, что парню-то всего шестнадцать, – начала свой рассказ о дедушке Елена Владимировна. – Дедка (так она его называла) до самой старости был статным, рослым и видным мужчиной». Позже, при советской власти, городской военкомат отправил его в город Ельню в Подмосковье, где он окончил курсы пекарей. Профессия хлебопека стала для Кирилла Ивановича единственной и на всю жизнь.
Женился, в 1924 году у них с супругой Лидией Ивановной родилась дочь Раиса, а в 1927-м – сын Владимир. Жили они вместе с тещей Анастасией Ивановной, которую Кирилл Иванович очень уважал. Вот только называл ее любя не иначе как «бабкой».
В 1941-м семья проводила его на фронт. Боевой путь начался под Москвой, потом полк был переброшен под Сталинград. А в их доме всю войну жили эвакуированные из Москвы две семьи с детьми. Лидия Ивановна и ее мама приняли их как родных. «Уж не знаю как, но эвакуированные женщины привели во двор корову, с помощью которой и кормилась большая семья. Мы до сих пор поддерживаем связь с москвичами, ездили к ним в гости. Мои бабушка и прабабушка были необыкновенно добрыми людьми», – вспоминает Елена Владимировна.
С первых дней войны и до самого Берлина прошел Кирилл Иванович в составе 65-й армии, имел сначала звание техника-лейтенанта и должность начальника 161-й полевой хлебопекарни.
О полевой кухне мы имеем представление по фильмам о Великой Отечественной войне. В короткие минуты отдыха солдаты могли не только поесть, но и ненадолго вернуться в мирную жизнь, вспомнить родной дом, наполненный запахом пирогов и свежеиспеченного хлеба, прочитать письмо, пошутить. А вот как организовывалась доставка продовольствия, как в полевых условиях на передовой, когда кругом рвутся снаряды, пекли фронтовой хлеб, наверное, задумывался не каждый. Ведь хорошо и вовремя накормить солдат – тоже боевая задача. Вот Кирилл Супрунов, лейтенант интендантской службы, этим и занимался.
Во время войны рацион солдата на восемьдесят процентов состоял из хлеба, порой он был мерилом жизни. «Быстрое и своевременное обеспечение бойцов хлебом во многом содействовало успешному ходу наступления и окончательному разгрому врага», – говорится в наградном листе Кирилла Супрунова от 10 мая 1945 года.
Подробности боевого пути своего деда Елена Насонова узнала совсем недавно, перебирая документы, оставшиеся после мамы. К ней в руки попали фотография деда с фронта, которую он прислал жене, и удостоверение личности, где говорилось о месте службы, должности, наградах. Награжден Кирилл Иванович медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и дважды – орденом Красной Звезды. Он не только доставлял хлеб в госпитали и на передовую, но и с оружием в руках ходил в атаку, лежал в окопах, отбивая вражеские наступления. Войну закончил в Берлине. А в 1946 году вернулся домой в звании капитана.
В мирное время работал начальником пекарни, а на пенсии перешел в ОРС Южно-Уральской железной дороги на должность ревизора. Елена Владимировна помнит дедушку как домовитого и гостеприимного хозяина. Воды привезти, печку затопить, нарезать курам травы – всё это было по его части. В доме у дедушки очень вкусно и много готовили, пекли пироги, любили холодец. Внучка написала стихи о том «как прекрасен детства мир», где на крыльце дома сидит дедушка, а на большом дубовом столе в зеленой чашке остывает пшённик, приглашая своим ароматом его попробовать. «Прошло немало лет, но до сих пор я помню этот завтрак», – смахивая набежавшие слезы, говорит Елена Владимировна. Они с братом и двоюродной сестрой Лорой почти всё лето жили у бабушки и деда, который играл с ними и брал их с собой в лес за грибами.
За новогодним столом собирались у Кирилла Ивановича по шестнадцать человек родственников и друзей. Играли в настольные игры, слушали Магомаева, дети читали стихи, взрослые пели песни. «У дедки был отличный голос. В церкви он пел так, что свечи тухли. Его и в Москву приглашали петь в церковном хоре», – вспоминает внучка фронтовика.
На 9 Мая вся семья ходила на парад, а потом собиралась у деда в доме. Приходили и его брат-фронтовик, и друзья-однополчане с семьями. Сидя за праздничным столом, первым делом поминали погибших на войне. «В этот день слушали песни «Вставай, страна огромная», «День Победы». Тогда я видела, как у деда текли из глаз слезы», – рассказывает Елена Насонова.
Кирилл Иванович пять лет ухаживал за парализованной женой, жил после ее смерти с тещей и всегда первую созревшую ягодку, поспевшее яблочко нес «бабке». Вот такой вот был человек, который не понаслышке знал цену хлеба, умел радоваться жизни и любил своих близких.
А Елена Владимировна на следующий год пройдет в составе «Бессмертного полка» с портретом деда. Ведь теперь у нее есть его фотография.
Из наградного листа:
Выполняя задачу командования по снабжению войсковых частей хлебом, добился хороших результатов. В период наступательной операции обеспечивал госпитали хлебом хорошего качества. В условиях частых передислокаций в короткие сроки построил 10 напольных печей, выпек в них 285 тонн хлеба. Кроме выпечки хлеба тов. Супрунов проводил заготовку зерна и организовывал переработку его на местных и походных мельницах.
Фото Юлианны ФАЛЬШ
Елена МИТРОФАНОВА