В кочующем музее знакомят с традициями и обычаями ханты
Этот образовательный проект на протяжении шести лет реализуют педагоги интерната для детей коренных и малочисленных народов Севера. Экспонаты из музейной комнаты учреждения кочуют из одного сада в другой, из одной школы в другую. Таким образом дошколята и учащиеся школ знакомятся с традициями, обычаями и обрядами ханты.
…Мальчишка взял в руки миниатюрные игрушечные сани. На самом деле это нарты, на хантыйском – охал. Они довольно узкие и длинные, изготовлены из березы и предназначены для езды на оленях и перевозки грузов. Кстати, для детей родители обычно делают специальные маленькие нарты, на которых они друг друга катают в лесу.
Потом воспитатель интерната, учитель хантыйского языка школы № 1 Галина Кечимова, рассказала о предназначении представленных экспонатов. К примеру, тынзян, или нюр, – это специальная веревка, при помощи которой в повседневной жизни аборигены ловят в стаде оленей. Для детей ее плетут также из кожи оленя, только меньшей длины. Сначала мальчишек в возрасте 5-6 лет учат тынзян забрасывать на шест, или хорей. В подростковом же возрасте ребята уже самостоятельно закидывают его и умело могут заарканить любого оленя даже в бегущем стаде.
Девочкам же больше всего приглянулась люлька, или онтуп. Она выполнена исключительно из березы. Отдельные ее детали изготавливают из бересты, которую для прочности и эластичности предварительно вываривают в жирном рыбном бульоне либо прогревают над открытым огнем. Детали люльки сшиты нитками из оленьих жил, поэтому она служит хозяйке много лет. По краям такой кроватки обязательно вешают колокольчики, которые, согласно поверьям, отгоняют от ребенка злых духов. Кроме того, с этой целью кладут под подушечку спички, а на бортиках при помощи ножа наносится изображение глухарки, которая оберегает сон ребенка. Причем дневные онтупы имеют приподнятую спинку, а ночные – ровное дно.
С большим интересом дети рас-сматривали кукол, которых ханты считают оберегом и называют паки. Одни просто сделаны из сложенного гармошкой сукна, перевязанного тесьмой. Головой для них может служить утиный нос. Другие, посложнее, имеют верхнюю одежду. К примеру, паки женского рода одеты в ягушку – зимнюю одежду из оленьей шкуры. Она украшена меховым воротником из песца или лисы и по краю подола обрамлена орнаментом из бисера в виде оленьих рогов или заячьих ушей, ветвей березы. Кстати, кукла может быть дополнена бусами, а также накосником – украшением, которое вплетают в косы.
Паки может быть и мужского рода. В этом случае ее одевают в верхнюю одежду, которая называется малица. Она шьется из толстого сукна и по краям ее подола и рукавов может быть также нанесен орнамент.
Первые свои куклы девочки обычно начинают шить уже в возрасте 5-6 лет, перенимая навыки рукоделия у мам и бабушек. Кстати, все паки безликие, поскольку ханты считают, что через глаза может вселиться злой дух и навредить ребенку.
Ханты занимаются добычей рыбы и зверя, потому мальчики обычно играют с лодками и луками, сделанными из дерева. Уже с самого раннего детства мужчины учат сыновей ловить рыбу и стрелять в неподвижные мишени из лука с подтупленными стрелами.
Играют ребята и в деревянные палочки, или щёл. Их они подкидывают и ловят тыльной стороной руки. Кто больше поймал, тот и выиграл. Служат палочки основой и для игры «Лебедь». Ведущий выкладывает птицу, а остальные запоминают, сколько палочек использовано. Игроки отворачиваются, а ведущий убирает палочку или перемещает ее в другое место. Кто правильно подметил изменения, тот и выиграл. Эта игра не просто развивает зрительную память, но и учит ребят счету.
Есть у детей ханты и музыкальный инструмент – вывка. Он изготовлен из тонкой березовой пластинки, которую крутят на нитях или очень тонких жилах оленя. Считается, что пищащий и свистящий звук вывки вызывает ветер и отпугивает от людей и животных надоедливый гнус.
Игрушки ханты не просто развлекают детей, но и готовят их к будущей самостоятельной кочевой жизни.
Нина ГУЛЬТЯЕВА. №3 от 19 января 2017г.