Город юных исследователей

4 февраля 2017

Важно, чтобы в момент, когда ребенок решил погрузиться в какую-то тему, рядом с ним оказался взрослый, который выступит в роли куратора – направит на верный путь, подскажет, что да как делать. В Муравленко с азами исследовательской деятельности детей знакомят преподаватели «Школы Малой Академии». Они учат ребят начального и среднего звена, как найти свою тему, какие методы исследования использовать, какого алгоритма работы придерживаться.

– «Малая Академия» – проект первой школы, который существует уже на протяжении 10 лет. В его рамках, по традиции, каждой весной проводится городская научно-практическая конференция школьников, в которой принимают участие ученики 1-9 классов всех образовательных учреждений города. В прошлом году проводилась десятая – юбилейная конференция, где было представлено 111 работ. В состав жюри входят приглашенные педагоги и старшеклассники, которые уже имеют опыт в исследовательской деятельности и успешны в этом направлении.  Работы победителей мы рекомендуем для участия в окружном заочном соревновании юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор». К примеру, в этом учебном году мы отправляли в Салехард 11 работ, 8 из которых стали победителями, – рассказывает Елена Юдашкина, главный специалист организационно-методического отдела управления образования.

Как показывает практика, наибольший интерес исследовательская деятельность вызывает у ребят среднего звена. Порой школьники начинают разбираться в интересующих их вопросах в шестом-седьмом классах и с каждым годом погружаются в науку всё больше и больше. Набираются опыта, чеканят свой труд и в конце исследования ставят не точку, а новый вопрос.

К примеру, Полина Половко, выпускница 2016 года многопрофильного лицея, и Артём Гаврилов, ученик 8 класса второй школы, в течение нескольких лет изучали минеральный состав россыпей в окрестностях Муравленко, выясняли, что это за породы и каким образом они могли попасть на северную землю.

Полученные результаты дети представляли на конференциях различных уровней, занимали первые места. К слову, на Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее» они стали серебряными призерами. Казалось бы, работа закончена, есть вывод, цель достигнута, но в конце их исследования возник новый вопрос: «Агаты. Как магматическая порода появилась на Ямале?». Сейчас в этой теме разбирается Артём Гаврилов. Молодой человек под кураторством Елены Мусиной, педагога-психолога второй школы, продолжает исследовательскую работу по минералам: собрал уникальную коллекцию этих красивых камней и создал мультфильм о гипотезе возникновения агатов на Ямале. К слову, по итогам межрегиональной олимпиады по краеведению за свою работу Артём Гаврилов рекомендован на получение гранта Президента Российской Федерации.

– Чтобы работа была хорошей и имела практическую значимость, над ней нужно трудиться не один год. Кроме того, исследование будет успешным только в том случае, если выбранная тема интересна в первую очередь детям, а не преподавателям. Еще лучше, если исследование увлекает и ребенка, и взрослого. Только тогда ученик и педагог погрузятся в него с головой, будут жить и мечтать докопаться до сути. Как показывает опыт, если работа проделана хорошо, в конце просто не захочется ставить точку. Одно исследование даст старт другому, – говорит Лилиана Половко, руководитель научного общества учащихся  «Импульс» школы № 2, научный руководитель многих исследовательских работ.

Школьная диссертация

Бывает, что ученики представляют на судейство работы, сравнимые с диссертациями. К примеру, Лиза Почка, выпускница второй школы и многопрофильного лицея, в течение трех лет изучала бионимы нашего края – «Живые памятники Ямала» – растения, названные в честь исследователей, ученых северного региона. Члены жюри Ямало-Ненецкого окружного тура Всероссийских юношеских Чтений имени В. И. Вернадского высоко оценили ее труд, созданный на стыке двух наук, назвали готовой квалификационной научной работой, рекомендовали представить результаты исследования на всероссийском уровне.  На конференции в Москве Лиза стала лауреатом этого престижного конкурса.

– Большинство детских исследовательских работ межпредметные. Ребята, разбираясь в теме, выходят за области одной науки, дабы рассмотреть проблему с разных сторон. Ранее популярностью пользовались исследования, связанные с обществознанием, правом, литературой и русским языком. Сегодня же возрастает интерес к техническим наукам – информатике, механике. Отмечу, что качество научных изысканий школьников возросло. Много исследовательских работ и проектов, которые, действительно, имеют практическую значимость, – добавляет Елена Юдашкина.

 

С полным текстом этой публикации можно ознакомиться в газете «Наш город» № 5 от 2 февраля 2017г.

 

Валерия ЧИЖИК № 5 от 2 февраля 2017г.

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер