Любить изо всех сил
Фильм «По млечному пути» поклонников Кустурицы не разочарует, а многие даже говорят, что это лучшее его произведение и главное зарубежное кинособытие 2016 года.
От комедии к притче
Здесь есть всё, что отличает фирменный почерк режиссера – гротеск, балаган, калейдоскоп красок и зажигательной музыки и тот особый «балканский колорит», который зрители, не вдающиеся в этнические подробности, называют «цыганщиной». Но есть и «слова», и целые «фразы» из его нового языка. Как пояснял сам автор, основой фильма стал сборник короткометражек «Разговоры с богами». Начавшись как комедия, повествование перерастает в драму, а потом в притчу о любви и смерти.
Югославия и не только
В анонсах говорится о войне в Боснии 90-х годов прошлого века, но на самом деле декорации фильма лишены какой-то конкретики. Неважно, кто воюет, с кем и где, на чьей стороне правда, суть в том, что убийство стало практически привычным явлением. Кстати, одна из линий сюжета – легенда о змее, которую солдат поил молоком, и однажды она спасла ему жизнь – родом из афганской войны.
В такой обстановке любви, казалось бы, совершенно не место. И только такие отчаянные и немного не от мира сего люди, как бывший музыкант Коста (его сыграл сам Эмир Кустурица) и его безымянная возлюбленная (в исполнении Моники Белуччи) борются за возможность быть вместе. Для этого им надо как минимум выжить.
Отчаяние и надежда
Оба немолоды, и у обоих за плечами большие потери, поэтому не сразу они решаются снова рисковать своим сердцем. Он – чудаковатый и нелепый, трудно представить себе человека, менее приспособленного к войне, чем Коста, разъезжающий на ослике и под зонтиком с бидонами молока, которое он доставляет из деревни на полевую кухню через линию огня. Героиня Моники Белуччи оказалась в этой деревне, скрываясь от мести высокопоставленного убийцы, против которого она дала показания в суде. Большую угрозу, чем сама война, представляют преследующие ее наемники. Влюбленные прячутся в колодце, забираются на дерево, скрываются под водой, пытаются пересечь заминированное поле. Погоня, чудесное спасение, новая опасность, снова погоня, отчаяние и надежда... И нет этому конца. В какой-то момент реальность «плывет», и происходят вещи явно чудесного свойства, чему ничуть не удивляешься. Ведь герои так уязвимы, но как же хочется, чтобы они смогли уцелеть!
Годы им к лицу
История получилась трогательная и пронзительная, и может быть, именно благодаря специфической эстетике балканского режиссера в ней не чувствуется излишней сентиментальности. И конечно, актерский дуэт придал образам особую содержательность и глубину. Хорошо, что героев не стали омолаживать. Да, и седина Кустурицы, и все пятьдесят с лишним лет Моники Белуччи – по-прежнему фантастической красавицы – в наличии. И хорошо, что не подобрали на эти роли других актеров, помладше. В противном случае всё это могло бы выглядеть увлекательным приключением и стало бы куда как легковеснее. Ведь чем люди старше, тем их любовь ценнее, потому что она может оказаться последней.
С полным текстом этой публикации можно ознакомиться в газете «Наш город» № 7 от 16 февраля 2017г.
Екатерина Сапаровская #7 от 16 февраля 2017 года