На поприще поста
Накануне, 26 февраля, после Божественной литургии совершается чин, научающий приступать к Великому посту, примирившись со всеми. На первой неделе Великого поста, с понедельника по четверг, в храмах поётся Великий канон Андрея Критского, располагающий душу к покаянию. По окончании первой недели, в воскресенье, 5 марта, отмечается праздник «Торжество Православия».
Четвертая неделя Великого поста – Крестопоклонная, когда совершается поклонение Честному Кресту Господню. 26 марта – память преподобного Иоанна Лествичника, написавшего книгу «Лествица» о духовном спасительном восхождении души, как по лестнице.
2 апреля – память преподобной Марии Египетской – великой грешницы, которая путём покаяния достигла святости. На пятой не - деле Великого поста, в четверг, ей также совершается особое богослужение, оно называется «Стояние Марии Египетской». Тогда же вновь во время вечернего Богослужения читается Великий канон Андрея Критского. На второй, третьей и четвёртой неделе, в субботу – поминовение усопших. На шестой неделе – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим. Затем – последняя, седьмая неделя поста, Страстная седмица.
Участие во всех богослужениях поста очень важны, так как они помогают верующему христианину вместе со всей церковью глубоко постигать смысл всего поприща поста и готовят душу к Великой Пасхе, событию Воскресения Христова.
Пост – время воздержания от страстей, различных излишеств, а также – время усиленной молитвы, дел милосердия и покаянного плача. Пост – как холодный душ для души, отрезвляющий и ободряющий того, кто хочет трудиться во славу Божию и ищет спасения души.
От каких страстей призывает воздерживаться Святая церковь? От гнева, злобы, раздражения, гордости, зависти, скупости, своекорыстия, жадности и прочего, что противоречит заповедям любви. В книгах Святых отцов – учителей православной церкви описывается, какие страсти действуют в человеке и как с ними бороться. Поэтому совершенно необходимо и полезно христианину читать их труды. Воздержание от вкушения скоромных продуктов помогает победить грех чревоугодия и всякого сладострастия. Человек, не утучнённый обильной и сытной пищей, становится бодрее и лучше молится.
В посте, как учит Святая церковь, всегда нужна разумная мера. Главное – понимать, что смысл поста и воздержания – не просто выполнение церковного правила, предписания, но средство, помогающее человеку очиститься от губящего душу греха. Нехорошо поститься напоказ и тщеславиться этим, как нехорошо и творить милостыни или молитвы напоказ. Об этом говорит сам Господь в Евангелии. Нехорошо ради поста нарушать мир в семье, пре - возноситься над теми, кто не постится, и осуждать их. Пост – личный подвиг постящегося. Всё надо совершать с рассуждением и по любви к Богу и человеку. Церковные песнопения называют пост «матерью целомудрия».
Святитель Лука Войно-Ясенецкий, священ - ник и хирург, писал, что ничто так не разрушает целомудрие, как объедение и пьянство. Говоря о телесной чистоте, он также говорит о необходимости целомудрия духовного – чистоты сердца, чему способствует и помогает телесное воздержание. Он напоминает нам, что Господь Иисус Христос, когда его ученики не смогли исцелить бесноватого юношу и спросили, почему они этого сделать не могут, сказал им: «Сей род изгоняется только моли - твою и постом». Зачастую и телесные болезни вызваны именно невоздержанием от каких- либо страстей. Человеку самому трудно бороться со своими грехами, нужна помощь Божия, которая испрашивается в молитвах – и личных, и общих – соборных, церковных. Общая молитва – это ещё и проявление любви к ближним, братолюбия. Всё, что установлено Богом и Православной церковью, в том числе и пост, установлено только для пользы человека и по любви к нему.
С. ВОРОНЧУК, прихожанка храма Преображения Господня г. Муравленко. №8 от 22.02.2017