Чёрное на сером
Просто нам – россиянам, казахстанцам, белорусам, украинцам… будет очень тяжело принять многое из «Рая» Кончаловского, не так мы привыкли чувствовать и помнить Великую Отечественную.
Синопсис
Французские коллаборационисты арестовали русскую эмигрантку, бывшую княжну Ольгу, за то, что она укрывала еврейских детей. Женщина ужасно боится боли – от одного вида молотка, лежащего на столе у следователя, ее бросает в дрожь. «Я себя ненавижу, когда мне страшно, но это такое животное состояние… Сделать с этим ничего нельзя», – позже признается дворянка. В итоге Ольга быстро «ломается», и ее отправляют в лагерь смерти, где эмигрантку случайно встречает офицер СС Хельмут, с которым женщина познакомилась в начале 30-х. Тогда он влюбился в княжну, и это чувство у него не угасло.
Если бы «Рай» снимал менее маститый режиссер, то, в принципе, дальнейшее развитие событий смог бы предугадать даже неискушенный зритель. Но над лентой работал Кончаловский, поэтому главное в ней не любовная линия между офицером и дворянкой и даже не холокост. Мэтр рассуждает о природе зла, рассказывает о том, что человек может найти оправдание даже самому ужасному своему поступку.
Внутренние противоречия
В центре повествования всего три персонажа. Хельмут – образованный, начитанный аристократ, хороший друг, умеет искренне любить. Но он насквозь пропитан идеями нацизма. Офицер на самом деле верит в то, что Гитлер строит рай для немцев, а евреи просто препятствие на этом пути. Поначалу аристократ с легкостью оправдывает для самого себя любые свои действия на службе в СС.
Понять, даже просто постараться понять эту другую правду для нас очень сложно. Никакие обоснования для геноцида целого народа не покажутся нам, жителям страны, которая победила фашизм, убедительными. Но Кончаловский дает высказать своему герою логические объяснения, бесчеловечную, но вполне гладкую теорию. Потому что это правда – так думали многие, и не только в фашистской Германии…
Но потом Хельмут начинает понимать – свое счастье на трагедии других не построишь, и задается вопросом: «Как мы могли в нашем стремлении создать Рай вместо него построить Ад?» Постепенно такой внутренний конфликт начинает сжигать его изнутри, моментами он оказывается на грани безумия и даже однажды переходит ее. Еще бы! Когда вера в идеалы так сильна, но в то же время она противоречит совести, сложно не потерять рассудок.
Второй центральный персонаж картины – Ольга. Ее внутренний конфликт совсем другого рода. Женщина хочет выжить в лагере любой ценой – аристократка сама признается, что за сигареты может убить, а ради лучших условий содержания готова даже поменять свои убеждения. Но после неожиданной встречи в концлагере – не с Хельмутом, бывшая княжна начинает задумываться о других. По ее же словам, начинает из животного вновь становиться человеком.
Еще один герой ленты – Жюль – приспособленец, французский полицейский, состоящий на службе у немцев, при этом искренне их ненавидящий. И вновь режиссер предлагает зрителю понаблюдать за внутренним конфликтом – на этот раз патриота и предателя.
Чтобы лучше раскрыть персонажей, Кончаловский использовал довольно интересный прием – сюжетные сцены перемежаются отрывками, в которых главные герои как бы исповедуются неизвестному. Конечно, подобный способ – не новинка, но даже эксперты оценили его очень высоко. В итоге в Венеции Андрей Сергеевич получил льва именно за режиссуру.
4:3, да ещё и в ч/б
Отдельного упоминания заслуживает картинка. Лента черно-белая и снята в формате 4:3. Благодаря такому приему «Рай» Кончаловского попадает в один ряд с послевоенными лентами, складывается ощущение, что смотришь старое кино. К тому же такая монохромная гамма отлично передает гнетущую, кошмарную атмосферу концлагерей. Зритель уже с первых кадров чувствует все оттенки ужаса, постоянно царившего там. Серые от работы заключенные, серая немецкая форма, ненастная погода – тлен и безысходность. В итоге просмотр фильма опустошает, эмоционально выматывает, но зато герои полностью раскрываются на таком фоне, а их поступки становятся понятны.
«Рай» понравится не всем. Картина оставляет очень неоднозначное послевкусие, но, наверное, когда ленту на такую тему снимает признанный мэтр, по-другому и быть не может. Это у режиссера-новичка всё шло бы по рельсам, а над фильмом Кончаловского нужно думать.
Фото из рунета
Евгений ЧЕРНИГОВСКИЙ №13 от 30 марта 2017г