О чём молчат актёры
Недавно студийцы представили на суд муравленковцев свою новую работу – спектакль по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». На премьеру собрался практически полный зал. Второй показ прошел через несколько недель, и вновь в Доме культуры яблоку было негде упасть. Общее впечатление публики можно передать одним словом: «Браво!»
Но сколько же сил потратили актеры, чтобы услышать это «Браво»!
Пигмалион» — одна из самых известных пьес Бернарда Шоу. Эта история об удивительном перевоплощении простой девушки из бедной цветочницы в настоящую леди.
Ребята, учите слова!»
На настоящую английскую классику замахнулись любители: в труппе «Луч» нет ни одного профессионала, за исключением руководителя – Алексея Ракульцева. И чтобы всё получилось, им нужно было прыгнуть выше головы.
Подготовка к спектаклю началась в середине января. Только представьте, студийцы учились перевоплощаться в подданных британской короны всего полтора месяца! И за эти несколько недель упорных репетиций, на которых были и крики, и слезы, и хлопанье дверью, а сколько раз Алексей повторил фразу: «Ребята, учите слова!», просто нельзя подсчитать, – команда выложилась по полной, и всё это – для зрителя. Чтобы муравленковцы, глядя на сцену, видели не своих друзей и знакомых, а настоящих Элизу и Альфреда, Хиггинса и миссис Пирс...
Кстати, исполнительница роли Элизы – преподаватель Муравленковского многопрофильного лицея Ольга Сковородина, стала настоящим открытием спектакля, ее героиня просто покорила публику. Многие зрители после пьесы потом признались, что не смогли сдержать слез в последнем действии, настолько они поверили ее игре. Чтобы добиться этого, Ольга много работала над собой, изучала и копировала мимику и жесты своей героини в версиях «Пигмалиона», которые ставили студии и театры в других городах.
Преподавателя пятой школы Андрея Пархоменко муравленковцы уже привыкли видеть на сцене, но как актер «Луча» он предстал перед публикой впервые. Альфреда Дулиттла в его исполнении зрители запомнят надолго. Андрей Владимирович не боялся импровизировать, из-за чего речи отца главной героини были довольно неожиданными, а иногда и настолько остросатирическими, что они вполне могут разойтись на цитаты. Чего только стоит фраза: «Профессор, не надо давать обещаний, вы не представитель правящей партии за неделю до выборов».
И каждый из актеров «Луча», выходивших на сцену, удивительно точно попал в образ.
Пластические этюды – еще одно препятствие, которое пришлось преодолеть студийцам на пути к премьере. Алексей уже давно хотел разбавить свои постановки танцами или чем-то подобным. В итоге в его «Пигмалионе» горничные вместе с Элизой зажигали под ритмы рок-н-ролла – так мастер показывал один из этапов взросления главной героини, плясали Хиггинс и Пикеринг – в их движениях явно прослеживались русские народные элементы. Конечно же, все эти па покорялись актерам-любителям не с первого раза и даже не с пятого. Под руководством хореографов Дома культуры студийцы доводили все свои движения до автоматизма. Даже поклон, казалось бы, незначительный элемент спектакля, ребята ставили отдельно.
После третьего звонка
Пять минут до начала. Занавес закрыт, в зале абсолютная тишина – зрители в предвкушении. А за кулисами легкая паника: гримеры спешно наносят последние штрихи, стилисты укладывают прически, студийцы повторяют слова... Времени, как всегда, не хватило, причем не хватило минут десять, не больше. Но вот представление начинается…
Нет ничего более волнительного для актера, чем ждать своего выхода на сцену, даже если нужно произнести всего одну реплику, какое-нибудь «Кушать подано!». Сидишь, накручиваешь себя: а вдруг что-то пойдет не так, но вот она, сцена, и ты делаешь то, к чему готовился.
Еще один повод для переживаний – смена костюмов и причесок по ходу спектакля. Элизе в «Пигмалионе» приходилось это делать чаще других, причем иногда за 10 минут ей нужно было полностью перевоплотиться, и тогда девушке помогали все: одни стягивали платье, другие несли новое, гримеры освежали макияж, а стилисты меняли прическу – вокруг нее закручивался эдакий ураган. И происходило это практически в кулисе, в нескольких метрах от зрителей…
Хватало и забавных моментов. Например, чистильщик обуви шутки ради перед балом – актеры уже стояли на сцене за занавесом, предлагал надраить до блеска туфли высшему обществу…
И подобных ситуаций было много, но они пусть остаются за кулисами.
Смак жизни
Идею поставить «Пигмалион» Алексей Ракульцев вынашивал очень долго – еще при поступлении в Тюменский государственный институт культуры он на второй экзаменационный тур принес макет декораций для этого спектакля. Естественно, с тех пор многие детали изменились, но концепцию режиссер сохранил. Черно-белое высшее общество и бедняки в простой неброской одежде, тем не менее, в ней уже есть немного цвета. И единственный персонаж, которому было позволено одеваться ярко, – Элиза.
После спектакля зрители признали: вся эта игра с цветом отлично дополняла актерскую игру и хорошо передавала настроение и стиль жизни разных слоев общества. Дворяне были чопорными – ни шагу в сторону от традиционных устоев, любое отклонение от них считалось дерзостью. Мещане казались им бедняками, которые вынуждены жить по средствам, но иногда могут гульнуть со смаком. А Элиза была для публики лучиком света, который принес в высшее общество что-то новое, показал всем, что и благородная леди может демонстрировать свои настоящие эмоции и чувства.
С момента премьеры прошло не так много времени, но актеры восстановили силы и вновь рвутся на сцену, а Алексей, кажется, уже подобрал новое произведение для спектакля. Что ж, ждем следующую работу студии.
Евгений ЧЕРНИГОВСКИЙ №14 от 6 апреля 2017г