Мокша свадьба
Как и у многих народов, в старину брак у мордвы заключался исключительно по воле родителей. Невеста должна была в первую очередь понравиться стороне жениха, а не ему самому. Подходящую партию для сына искали тщательно: наводили справки о репутации предполагаемой пассии и ее нраве. А когда решались свататься, отец должен был взять горбушку хлеба, вытащить из нее мякиш, заполнить медом. И ночью, оседлав лошадь, отправиться к дому невесты и оставить краюху на воротном столбе. После постучать кнутом в окно и сообщить хозяину о намерении, а затем умчаться прочь. За ним тут же организовывали погоню. Если удавалось догнать, то хлеб возвращали, а гонца избивали. Если нет, – отец невесты отправлялся к дому жениха и уже там стуком кнута в окно возвещал о согласии на свадьбу. Считалось, что несоблюдение этого обычая повлечет гнев богов. В некоторых районах у мордвы вплоть до двадцатого века практиковали похищение девушки. Ее запирали в хлеву и не выпускали, пока она не давала согласие.
Остаться в девках – счастье?
Нередки были случаи, когда сыновей 8-10-летнего возраста женили на двадцати-, а то и тридцатилетних девицах. Но делалось это ради экономической выгоды. Таким образом более обеспеченные люди брали в дом новую рабочую силу. Именно поэтому родители девушек старались как можно дольше держать дочерей при себе, некоторые из них предпочитали оставаться старыми девами, поскольку женщина в мордовской семье была бесправной. Она наравне с мужчинами выполняла всю работу, к тому же кормила и одевала мужа и детей. «Уклад жизни мордовских семей всегда был очень близок к укладу народов ханты. Мы даже относимся с ними к одной финно-угорской ветви уральской языковой семьи, – говорит Антонина Васильевна. – К счастью, времена, когда молодые муж и жена знакомились только в день свадьбы, давным-давно прошли. Уже много лет молодые сами выбирают себе пару и даже участвуют в свадьбе. Мои мама и папа в первый день гуляний собственной свадьбы были закрыты в отдельном доме со всеми детьми гостей. Считалось, что это не их торжество, поэтому они нянчились с малышней».
Косу пополам разделят
В канун свадьбы друзья жениха отправлялись домой к невесте и выкупали там приданое: подушки, перину, одеяла, постельное белье, полотенца. А на следующий день, в пятницу, подружки девушки шли к ней домой, топили баню, купали невесту – смывали девичью жизнь. Мыли ее и в первый день свадьбы в доме жениха. По возвращении из бани девушки заплетали ей уже две косы, как замужней женщине. Если невеста была сиротой, заплетали наполовину. Старухи при этом причитали: «Вот косу пополам разделят, девичью волю отнимут, а женская доля – она тяжелая».
«Бабань каша» – только для женщин
В субботу проводили день каши («бабань каша»). «Этот обряд до сих пор существует. Он символизирует прощание невесты со своей родней, подружками, – рассказывает Антонина Чамовских. – Мужчин в этот день не приглашают. Каждая из женщин приносит свой чугунок пшенки. Хозяйка из своего накладывает всем гостям. В центре стола ставят чашку с маслом. Рядом с невестой усаживают младшую сестру или крестницу, то есть девушку, которая должна выйти замуж вслед за ней. После трапезы со стола снимают скатерть и покрывают ею голову сидящей рядом с невестой девушке».
Жених – победитель
Вся подготовка к свадьбе, потом и само торжество сопровождались причитаниями. Это специальные песнопения, которым мордовских девочек учили с раннего детства. Обязательно звучали два мотива: громогласно и весело пела сваха, как представитель рода жениха, то есть победителя, печально голосили подружки невесты. Она же сама не переставала причитать и плакать и днем, и ночью вплоть до второго дня свадьбы.
И только в доме жениха вовсю разворачивалось веселье. Как правило, начиналось оно там в «легкий» день, – воскресенье. Будущая свекровь пекла пироги, ей помогали женщины из родни. Они приносили с собой продукты обязательно в нечетном количестве и сыром виде. Первое означало, что в доме не хватает человека, а сырые продукты были символом жизни. С пирогами свадебный поезд отправлялся выкупать невесту. Всю дорогу она должна была демонстрировать нежелание идти замуж, например, цепляться за косяки в родительском доме.
«Будь пекущей и варящей!»
Многие мордовские обычаи связаны с язычеством. Практически каждый шаг празднества сопровождался ритуалами, защищающими от злых сил, и тут же – непрестанными молитвами о благополучии новой семьи. «И меня с мужем на пороге ждали его родители с иконой и караваем. Сначала родители нас благословили. Затем рядом стоящая родственница в вывернутых наизнанку шубе и шапке продолжила обряд. В руках она держала хмель и сковороду с потухшими углями. Это женщина-медведь, – рассказывает Антонина Чамовских. – Она осыпала молодую хмелем и говорила: «Будь легка в работе, как хмель, пусть, как хмель, вылетят из твоей головы девичьи мысли». Сковороду клала к ее ногам с такими словами: «Будь пекущей и варящей».
Каждому – по рубахе
Продемонстрировать свои хозяйские способности невеста должна была и одаривая родных жениха. На протяжении нескольких лет до замужества она заготавливала для будущей родни одежду, собственноручно шила всем рубахи, свекру еще и штаны, вышивала их народным мордовским орнаментом. «Сейчас дарение также актуально. Но уже никто не требует от молодой рукотворной одежды, можно обойтись и хорошим покупным халатом, постельным бельем, полотенцами, – говорит Антонина Васильевна. – Более мелкие гостинцы достаются крестным и всем остальным родственникам. Буквально на днях я звонила маме, и она рассказала мне, что в последнее время в Мордовии происходит возрождение традиций. Молодежь снова обращается к истокам и играет свадьбы, как в старину».
Фото из рунета
Татьяна КОЗАРЬ #18 от 4 мая 2017 года