Тренд-вотчеры, киберисследователи и игропедагоги…

7 мая 2017

Ими стали муравленковские лицеисты и студенты Муравленковского, Новоуренгойского многопрофильных колледжей, Надымского и Тарко-Салинского профессиональных колледжей, Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий, а также молодые предприниматели и управленцы – представители департамента образования ЯНАО, управлений образования, культуры и молодежной политики Администрации города.

20 лет – серьезный период. Под руководством специалистов «Сибирского института будущего» ребятам за три дня предстояло выстроить варианты развития Арктического региона. И форсайт-сессия стала отличной дискуссионной площадкой.

За или против?

В первый день лицеисты и студенты на дебатах представили технологии, которые, по их мнению, будут развиваться в ближайшем будущем. Команды, разделившись на два «лагеря», подробно расписывали возможные плюсы и минусы.


Форсайт-сессия – это лаборатория по формированию видения будущего через 15-25 лет на основе трендов, которые существуют сегодня. Видение будущего может быть сформировано или для отдельной отрасли, или для региона, или для определенных направлений работы (например, молодежной политики или образования).


К чему приведет применение биотехнологий? К примеру, введение биочипов в организм позволит контролировать состояние здоровья человека и животных, за счет этого улучшится качество медицинских услуг, повысится трудоспособность и снизятся затраты на лечение. Но все ли смогут себе позволить дорогостоящую операцию по внедрению чипов? В качестве аргументов «против» оппоненты назвали и угрозу биотерроризма, ведь любую микро-схему можно взломать и перепрограммировать! Также не исключено возникновение конфликта между «модифицированными» и «немодифицированными» людьми.

О возможностях и рисках применения 3D-технологий рассказала вторая команда. Участники привели немало плюсов. Во-первых, это позволит уменьшить затраты на строительство. За счет применения 3D-печати можно изготавливать  изделия любых форм: выпуклые, краеугольные, изогнутые. Во-вторых, северные регионы станут более привлекательными для молодых специалистов. В-третьих, появятся новые профессии. А какие же аргументы «против»? По мнению оппонентов, используемые материалы наносят вред окружающей среде. И применение этих технологий, наоборот, вызовет рост числа безработных, так как многим, особенно людям в возрасте, трудно переучиваться на другие специальности.

Третьей команде предстояло ответить на вопрос: «К чему приведет цифровизация?» К более удобному безналичному денежному обороту. А электронный документооборот сведет бюрократию на нет. Любые интернет-пользователи смогут отправиться в путешествие в режиме онлайн по детально проработанным картам и с помощью IT-технологий ощутить все эмоции, как от реального вояжа. Самое главное преимущество – экономия времени и денег. Но эта технология несет в себе множество угроз. Например, хищение данных или сбой компьютерных программ.

Ребята подкрепляли свои тезисы цифровыми данными, статистикой. Но споры так ничем и не разрешились, стороны остались каждая при своем мнении.

Четыре версии будущего

В следующие дни учащиеся лицея и студенты на основе разработанных технологий рисовали будущее Арктического региона и представляли профессии, которые будут востребованы. Свое мнение озвучили и управленцы. Так, представители окружного департамента образования и управления образования рассказали о специальностях, которые будут востребованы через 20 лет, а также о ключевых технологиях.

Возможен ли мир без границ? Однозначно, да. Вторая команда многопрофильного лицея отметила, что использование цифровизации позволит создать базу культурных ценностей, виртуальный пакет документов, каждому человеку, независимо от возраста, в любой точке Земли получать качественное онлайн образование… И для этого требуются новые профессии: менеджер онлайн-платформ, дизайнер  интерфейсов, куратор информационной безопасности, разработчик образовательных траекторий, киберисследователь.

Следующий сценарий, который предложили молодые ямальцы, –ModernArctic. Ребята использовали уже существующие технологии, но немного усовершенствованные. Эта версия предполагает обучение в домашних условиях, ознакомление с культурными ценностями онлайн, повышение качества систем связи и передачи данных, добычу дешевой энергии… Умная Арктика будет поражать суперсовременными учебными заведениями, готовящими специалистов, нужных нашему региону. При строительстве здесь будут использоваться экологически чистые материалы, 3D-печать. По мнению ребят, здесь захотят работать проектировщики 3D-печати, операторы по беспилотным перевозкам, электромонтеры, технологи, в медучреждениях – 3D-протезисты. В здоровой Арктике будут развиваться биотехнологии, 3D-технологии и цифровизация. Здесь найдут работу телехирурги, биоскульпторы, то есть дизайнеры человеческого тела, которые с помощью восстановления тканей или замены органов помогут людям выглядеть такими, какими они хотят быть, тренеры по майнд-фитнесу – специалисты, разрабатывающие программы развития памяти, концентрации внимания, скорости чтения, тренд-вотчеры…

По итогам трехдневной работы абсолютным победителем стала вторая команда лицея. Второе место разделили третья команда лицея и представители Надыма, Губкинского и Ноябрьска. Третье – у гостей Новоуренгойского и Тарко-Салинского колледжей. В номинации «Воля к победе» отмечены первая команда лицея и студенты Муравленковского многопрофильного колледжа. Также дипломами были отмечены ребята, которые достойно и аргументированно представляли мнения своих групп.

…По какому сценарию будет развиваться Арктика, мы все увидим в довольно скором будущем. Теперь перед командой управленцев стоит задача – помочь реализовать задумки ребят и разработать образовательные программы для подготовки нужных специалистов.

 

Мнения

Назар Мамчур, 10л класс многопрофильного лицея:

– Подготовка к форсайт-сессии началась за две недели. Наша команда, которую сформировали в лицее, выбрала биоинженерию как технологию будущего, исходя из этого, рисовали картину нового мира. На мой взгляд, биоинженерия – перспективное направление, способное улучшить практически все сферы жизни. Среди профессий, которые будут востребованы через 20 лет, мы выявили тренд-вотчера – это специалист, отслеживающий появление новых тенденций во всех сферах жизни общества.

 

Александра Лохина, студентка филиала ММК в городе Губкинском:

– Мне понравилось, как был организован сам процесс погружения в тему. Все команды шаг за шагом выстраивали будущее Арктического региона: от технологии – к сценарию развития территории, а затем и к востребованным профессиям. Эта структурированность помогла ребятам не запутаться, в конце сделать выводы и получить четкую картину нового мира. А самым запоминающимся этапом для меня стали дебаты.

 

Елена Поликарпова, модератор команды ММК:

– Форсайт-сессия полезна ребятам, так как помогает развивать критическое мышление, способность анализировать. Было интересно наблюдать, как менялось отношение студентов и лицеистов к этой лаборатории. Если сначала многи отнеслись к ней скептически, то уже на третий день они активно спорили, обсуждали, задавали вопросы, доказывали свое мнение...

 

Данил Моргунов, 10а класс многопрофильного лицея:

– Нам в этом мире жить и работать, поэтому нужно быть готовыми к переменам. Форсайт-сессия позволила увидеть будущее Арктики. Я и до этого планировал выбрать профессию, связанную с педагогикой, а после форсайт-сессии пришло понимание, каким же будет учитель через 20 лет. На мой взгляд, образование станет более индивидуализированным. А педагог, подобно квестовому персонажу из компьютерных игр, начнет направлять учащихся и помогать им.

 

Фото Юлианны ФАЛЬШ и Нины ГУЛЬТЯЕВОЙ

 

Анастасия ПОНОМАРЁВА №18 от 4 мая 2017 года

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер