Берегите свою семью, и Господь не оставит

14 мая 2017

– Владыка Николай, возможно ли в современном мире жить согласно нравственным законам и при этом быть счастливыми?

– Закон Божий и направлен на то, чтобы человек, насколько возможно в этом мире скорби и печали, был счастлив. Заповеди о чем гласят? Возлюби ближнего как самого себя и Господа Бога всей душой и всем сердцем. Закон семейной жизни заключен в этих двух заповедях. Не противоречит этой логике ни здоровая народная мудрость, ни исторический опыт, ни наука. Психологи занимаются изучением души, но, наверное, никто не знает ее лучше Творца.

Сегодня часто употребляют такое словосочетание, как «институт семьи». Социальную ячейку организовал человек, а вот семью учредил Господь. В Священном Писании говорится, что муж и жена должны жить как одно целое. Истинное понимание предназначения семьи помогает сохранить в ней мир, гармонию и любовь.

– Не сделаю открытия, если скажу, что многие семейные пары живут вместе даже тогда, когда совместное существование приносит одни мучения. В такой ситуации не лучше ли развестись и найти свое счастье, или надо терпеть?

– На этот вопрос нет однозначного ответа. Спросите себя: «Для чего терпеть?» Если человек заблудился, то всегда есть надежда, что он исправит свою жизнь. Возможно, ему надо протянуть руку помощи. Вспомните то хорошее и радостное, что вас объединяло когда-то. Если есть для чего и ради чего терпеть, то надо бороться за сохранение семьи.

Ну а когда нет возможности полноценно воспитывать детей, когда супруг или супруга  ведут себя непотребно, словом, совместное житье превращается в кошмар – в этом случае лучше расторгнуть брак.

– Сегодня многие молодые люди поверхностно воспринимают таинство  венчания, считают его всего лишь красивым обрядом. Как Вы к этому относитесь?

– Венчание – это церковное таинство, в котором происходит изменение в человеческой душе посредством Божественной благодати. Человеку даются особое Божье благословение и силы для того, чтобы преодолевать все трудности супружества. Мы часто забываем, что этот совместный жизненный путь всегда требует от человека большой работы над самим собой. Это не какой-то праздник, а труд. И как раз в ходе таинства венчания священник обращается к Богу с просьбой, чтобы он благословил брак на совместное рождение и воспитание детей, призывает благословение Божие. Для супругов возложение венцов – это возможность заявить о своих намерениях, чувствах перед Богом. А вот в загсе человек закрепляет свою ответственность перед обществом гражданским браком. И это ни в коем случае не имеет отношения к современному понятию «гражданский брак», который, согласно церковным канонам, является блудным сожительством. Получается, что люди живут вместе, не связывая друг друга никакими обязательствами, не несут совместную ответственность перед детьми и озадачены лишь поверхностными и потребительскими целями. Как это так? Зачем живут? Вообще, главное предназначение семьи – рождение и воспитание детей.

– Венчание – это на всю жизнь? А как поступить в ситуации, если супруги венчаны, а муж ушел из семьи?

– Коль такое уже случилось, то не надо сразу же устраивать свою личную жизнь по-новому. Не следует торопиться. Если же попытки сохранить семью тщетны, не возбраняется развестись, вступить в новый брак и даже обвенчаться.

– Будет ли счастливым и достойным брак, в котором один из супругов верующий, а другой нет?  И надо ли стараться «обратить» неверующего?

– Если один верующий, а второй не отрицает Бога, то есть смысл идти под венец. Если же заведомо известно, что человек совершенно не принимает веру, то в этом случае перед созданием семьи надо хорошо подумать. Может случиться, что такой брак станет большой ошибкой в жизни человека.

Вот супруги создали семью. Со временем кто-то пришел к вере, а кто-то еще нет. В этом случае не надо ни на чем настаивать. Апостол Павел говорит: «Не ищите (не расходитесь), если  он или она противится тому, что ты верующий человек. Откуда ты знаешь, что не осветится ли жена мужем верующим, муж ли женой верующей?» Причем он подчеркивает, что даже через одного верующего супруга дается благословение Божие на детей.

Специально воцерковлять человека не надо, поскольку это вызовет только конфликты. Привести к вере можно только своим примером, своим образом жизни.

– Если один верующий, а второй не отрицает Бога, то есть смысл идти под венец. Если же заведомо известно, что человек совершенно не принимает веру, то в этом случае перед созданием семьи надо хорошо подумать. Может случиться, что такой брак станет большой ошибкой в жизни человека.

Вот супруги создали семью. Со временем кто-то пришел к вере, а кто-то еще нет. В этом случае не надо ни на чем настаивать. Апостол Павел говорит: «Не ищите (не расходитесь), если  он или она противится тому, что ты верующий человек. Откуда ты знаешь, что не осветится ли жена мужем верующим, муж ли женой верующей?» Причем он подчеркивает, что даже через одного верующего супруга дается благословение Божие на детей.

Специально воцерковлять человека не надо, поскольку это вызовет только конфликты. Привести к вере можно только своим примером, своим образом жизни.

– Церковь против абортов. А если у женщины нет возможности вырастить ребенка? Неужели родить и оставить ребенка лучше?

– Аборт – это грех, детоубийство. Те, кто идут на этот шаг, не имеют понятия о ценности человеческой жизни, бессмертии души, целомудрии, материнстве и семье в полном смысле этих слов. За аборт женщина и мужчина будут отвечать перед Богом.

А насчет возможности-невозможности вырастить ребенка – приведу пример из жизни. В моем селе возле храма жила престарелая бабушка Мария, которая во время Великой Отечественной войны осталась одна с девятью детьми. Она их подняла и вырастила совершенно одна. Сколько помню, к ней всегда приезжали дети, внуки-правнуки и заботились о ней… Ведь как мы понимаем саму жизнь? Оставить ребенка в роддоме зачем? Потому что он мешает жить так, как мы хотим? Неужели мы с ним не сможем разделить кусочек хлеба, который будет слаще любого пирожного? Почему мы считаем благом – обуть, одеть, дать образование ребенку, когда истинное благо – согреть его своей любовью и вниманием.

Кстати, сегодня верующие поддерживают инициативу, которая направлена на исключение  аборта как медицинской услуги из перечня бесплатных по линии обязательного медицинского страхования. Речь не идет о случаях, связанных с риском для здоровья женщины. Считаю, что общество не должно быть соучастником этого злодеяния.

– Психологи учат нас, что ребенку надо уделять повышенное внимание, видеть в нем личность, уважать ее. Родители стараются дать ему всё, что могут, по максимуму. Нередко эта опека продолжается, когда он уже, по сути, должен сам стать опорой семьи. Не надо ли почаще говорить о почтении к старшим, благодарности родителям, о том, что долг детей – заботиться о них?

– Детям надо уделять большое внимание. Но как? Сегодня родители стараются растить сыновей и дочерей в неге, кормят вкусно, покупают различные гаджеты, дают много свободного времени для увлечений, не обременяют домашними обязанностями. А к чему мы их готовим? Ко взрослой жизни. Значит, надо приучать к труду. Худо будет, если он для них станет каторгой. Важно научить их любить труд, тогда он принесет радость. Начинайте с самого простого  – пусть дети убираются в квартире, помогают в приготовлении ужина, заботятся о младших сестрах и братьях, бабушках и дедушках… Они должны знать цену всему этому, тогда и будут воспитываться в благодарности. Знаете, дать детям хорошее образование, воспитать их во взаимном уважении, быть для них примером во всём – это очень большой и непрестанный совместный труд супругов, процесс взаимного роста всех – и детей, и взрослых.

– Наверняка Вы знаете немало реальных историй семей, где вера сыграла особую роль. Какие из них Вам запали в душу?

– Приведу самые яркие примеры. В конце 90-х в монастырь привезли мужчину, который потерялся по жизни – когда-то имел ответственную и хорошо оплачиваемую работу, семью. Но стал пьяницей, все от него отказались. Друзья попросили оставить его при монастыре на несколько месяцев. Здесь он первый раз в жизни исповедался, причастился. Покидая обитель, попросил благословения на новую жизнь. Приехал через два года другим человеком. К нему вернулась семья, он занял пост еще выше, чем ранее. Более того, он стал помогать нуждающимся и участвовал в строительстве храма, супруга и дети приобщились к вере.

Или вот история о другой семье. Супруга ходила в храм, дети впоследствии к церкви приобщились, а супруг к вере относился негативно. Дошло до того, что они стали жить врозь. Дети и жена очень любили главу семейства и стали за него молиться. Прошло несколько лет, и сейчас он староста храма, а один из детей стал иеромонахом.

Семья – это малая церковь, ее надо беречь, за нее надо стоять, бороться, и Господь не оставит.

 

 

Нина ГУЛЬТЯЕВА. #19 от 12 мая 2017 года

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер