Путеводитель для инициативных

18 мая 2017

Если идея предусматривает получение финансовой выгоды, то комиссия конкурса социальных проектов практически со стопроцентной вероятностью отклонит заявку. И, наоборот, на грант для развития бизнеса не стоит рассчитывать тем, кто, например, предлагает провести общегородской субботник или создать бесплатный приют для животных.


Но существует исключение. Сейчас активно развивается так называемое социальное предпринимательство – новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение различных проблем общества. Этот тип бизнеса не ставит обогащение во главу угла, заработанные деньги – лишь средство достижения социальных целей, позволяющее  реализовывать проект без постоянных вливаний извне. Развитие сельского туризма, создание частных детских садов, с эксклюзивными образовательными программами, реабилитационных центров для инвалидов и т. д. – такие идеи комиссия может поддержать как на конкурсах соцпроектов, так и на грантовых конкурсах для бизнес-сообщества.


Однако всё же чаще соискатели четко разделяют свои проекты на некоммерческие и предпринимательские.

Главное – рентабельность

Разберем ошибки, которые совершают бизнесмены. По словам Ильи Христенко, заместителя исполнительного директора НО «Фонд поддержки предпринимательства и развития города Муравленко», предпринимателям следует четко продумывать финансовую стратегию, причем на три года вперед. «Соискателю необходимо убедить конкурсную комиссию, что дело, которым он хочет заниматься, будет приносить доход, – говорит Илья. –  Конечно же, комиссия не станет требовать, чтобы бизнес вышел на самоокупаемость в первый же год, но в перспективе проект должен быть рентабельным».

А для этого еще до составления бизнес-плана предпринимателю нужно исследовать рынок, определить, будут ли востребованы его услуга или товар. Естественно, все свои расчеты на защите следует подкреплять цифрами, графиками.

Методов, позволяющих понять, в чем нуждаются потребители, много, самые доступные из них – это опросы. Проводить их можно на улице, в социальных сетях, в магазинах – в общем, там, где можно найти именно своих потенциальных клиентов.

Также бизнесменам, прежде чем подавать заявку на грантовый конкурс, необходимо знать обо всех нюансах производства и предоставления услуги или товара. «Просто купить оборудование и начать зарабатывать не получится, – говорит Илья. – Кроме того, комиссия на защите отдаст предпочтение тому, кто сможет подробно рассказать о своем деле. Начиная от места закупки сырья и заканчивая моментом, когда продукт окажется в руках у потребителя».

Но даже если бизнесмен соберет всю необходимую информацию, то написать проект ему будет довольно сложно. «Конечно, он может попробовать сделать это самостоятельно, но, как показывает практика, далеко не каждый справляется, – отмечает Илья. – Необходимо посчитать выручку, рентабельность, расходы и другие показатели. В Фонде мы бесплатно консультируем потенциальных грантополучателей, помогаем грамотно составлять бизнес-планы».

Заработать не получится

При разработке некоммерческих проектов следует обращать внимание на другие детали. Разбираться в нюансах соцпроектирования корреспонденту «НГ» помогал Антон Малайко, специалист по работе с молодежью Молодежного ресурсного центра. За последние три года на различных конкурсах он выиграл более миллиона рублей на реализацию своих идей.

«Многие думают, чем глобальнее проблема, которую они пытаются решить, тем лучше, – рассказывает Антон. – На самом деле это не так. Поддержку получают идеи, направленные на удовлетворение запросов конкретной социальной общности, развитие небольшой территории. Например, недавно я получил грант на установку в Муравленко нескольких арт-объектов: «Знак, с которым все фотографируются», «Скамья примирения» и композиция «Семья Муравленко» – это поможет повысить привлекательность города, а в будущем поспособствует созданию его бренда».

Нужно предложить такие пути решения проблемы, которые до меня никто не предлагал – это еще одно распространенное заблуждение. По мнению Антона, комиссии всегда интересно рассматривать нестандартные идеи, но для написания качественного проекта не обязательно «открывать Америку». Чтобы внести в проект изюминку, можно сделать его инновационным в деталях, например, с помощью необычных способов продвижения. Так, с молодежью лучше налаживать коммуникацию в социальных сетях, а если позволяют средства, следует создать свое приложение для мобильных устройств или заказать рекламу в уже существующем и популярном среди жителей города.

 

Андрей Шабан, исполнительный директор НО «Фонд поддержки предпринимательства и развития г. Муравленко», член комиссий различных грантовых конкурсов:

– Основная недоработка большинства бизнесменов, которые подают заявки, – они не изучают рынок сбыта. Допустим, есть группа муравленковцев, которая любит фуагра, ест это блюдо каждый день и считает, что без него никто не может обойтись за ужином. И они страдают от того, что в нашем городе негде купить лакомство. Вот гурманы берут кредит, привозят контейнер с французским паштетом и начинают им торговать. А бизнес не идет, никто кроме них и еще нескольких человек не приобретает товар. И всё – торговцы-энтузиасты разорены. С подобной проблемой, например, столкнулся предприниматель, который пытался разводить в Муравленко раков. Я и многие мои коллеги поддерживаем только те проекты, где четко прописано, кто и за сколько купит услугу или товар. Хорошо, если у людей, заявившихся на конкурс, есть опыт ведения предпринимательской деятельности. Например, в Муравленко на рынок «кофе с собой» пытались зайти несколько раз, а получилось это пока только у одной инициативной группы. Во-первых, ребята отработали свои предпринимательские навыки, создав прокат тюбингов на Сопке, а во-вторых, они применили хорошую стратегию для привлечения клиентов. На мой взгляд, перспективные направления для предпринимателей – развитие Сопки, например, там можно открыть кафе или на летний период устанавливать декорации для выездных регистраций браков, спросом бы пользовались пассажирские перевозки Муравленко – Сургут и Муравленко – аэропорт Ноябрьска. Кроме того, бизнесмены могли бы предложить альтернативные источники обогрева помещений в промзоне. Также у нас в городе нет ни одного хостела, а такое бюджетное временное жилье необходимо.

 

С полным текстом этой публикации можно ознакомиться в газете «Наш город» № 20 от 18 мая 2017г.

Фото из архива «НГ»

Евгений ЧЕРНИГОВСКИЙ №20 от 18 мая 2017г

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер