От Филомена и Аксиньи

4 июня 2017

– Мой дядя, Сергей Иванович, занялся этим, когда ему было чуть больше сорока лет. А недавно к нему подключились и я, и мой брат, и другие родственники, – говорит Марина Кочнева, председатель Муравленковского городского суда. – Изначально семьи были очень большие, люди меняли место жительства, некоторые связи утрачены. Генеалогическое древо нам удалось составить пока только по отцовской линии и выявить много удивительных совпадений в судьбах наших предков и ныне живущих родственников. Например, мой родной брат сейчас живет в Санкт-Петербурге. Там же мы недавно нашли нашего троюродного брата. Подумать только: ходили по одним улицам, могли вместе ездить в метро и не подозревали, что рядом родственник…

Фамилия Кочневых с начала XVIII века получила особое распространение в пределах Белоярской слободы. Село Кочнево расположено при небольшой и маловодной речке Белой, в 12 километрах от ближайшей железнодорожной станции Баженово, в 60 километрах от Екатеринбурга. Между тем история наших Кочневых начинается с села Бруснятское, которое основано в 1606 году.

«Страницы летописи нам удалось заполнить лишь с начала XVIII века. Примерно в 1860 году в селе Бруснятское родился Филомен Кочнев, его сын Григорий потом женился на дочери Аксиньи Рушенцевой, Матрёне, от которых и пошел наш род, – рассказывает Марина Борисовна. – К сожалению, отчества прадеда узнать не удалось, как и многих дат и биографических подробностей. И это при том, что я и наши родственники делали запросы, а также, будучи в отпуске, посещали лично государственные архивы, загсы, кладбища. Очень много информации мы получили из церковных книг».

Фамилия Кочнев появилась в деревне Бруснята (так она называлась некоторое время согласно местной легенде) от взрослого сына, привезенного вдовой из деревни Кочнево. Филомен – крестьянин, землепашец. Известны только два его сына: Григорий и Василий. Про младшего сведений очень мало. А старший был землепашцем и мастером на все руки: столярничал, бондарничал, катал валенки. В браке с Матрёной Рушенцевой у него родились шестеро детей.

«Все наши предки – честные и добросовестные труженики. Среди них нет людей, вершивших судьбу страны, но есть те, кто ее защищал в годы Великой Отечественной войны, – говорит Марина Кочнева. – Никто из них не запятнал свой род ничем плохим. И это очень важно для нас, ныне живущих, так как прокладывая путь себе, мы на самом деле строим будущее нашим детям, внукам, правнукам».

Кочнев Сергей Иванович, правнук Филомена и двоюродный брат отца Марины Кочневой, окончил среднюю школу, служил на Северном флоте в Североморске, а после демобилизации работал шофёром. Окончил Уральский политехнический институт. Работал конструктором. Награждён медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», нагрудным знаком «Отличник качества», знаком «Победитель социалистического соревнования 1979 года», медалью «Ветеран труда», орденом Дружбы Народов. Имеет I разряд по легкой атлетике, активно занимался лыжными гонками и велогонками. Сын Сергея Ивановича Александр также после окончания средней школы работал на том же заводе испытателем приборов. Затем поступил в военно-морское училище, а после уехал служить на Северный флот на Белое море, сейчас он имеет звание капитана II ранга. Живет в Екатеринбурге, работает инженером-конструктором. Кандидат в мастера спорта по спортивному ориентированию, как и отец, любит лыжи и велосипед.

«Изучив всё досконально, наслушавшись различных семейных историй и легенд, познакомившись с характерами, поступками предков, начинаешь понимать, почему ты так или иначе поступаешь, почему ты вообще такой, какой есть, – говорит Марина Кочнева. – Знать – значит черпать силу своего рода, своих корней и наделять ею своих детей».

Деда своего по отцовской линии Петра Григорьевича увидеть Марине Кочневой не довелось. Его не стало задолго до ее рождения. Каким он был, она знает лишь по рассказам бабушки Тони и отца Бориса Петровича. «По фотографиям мы видим, что мой брат Юра с годами становится очень похожим на деда. Юра хранит всё, что осталось у нас от него: награды, личные вещи, которые он привез домой с фронта, военный билет, – рассказывает Марина Кочнева. – Брат относится ко всему этому очень трепетно, следит, чтобы ничего не повредилось и не потерялось. Демонстрирует младшему поколению всё в День Победы или дни памяти наших родных и снова прячет за семь замков. Вырастет сын Дмитрий, передаст ему по наследству».

Кочнев Пётр Григорьевич прошел всю войну. 15 октября 1941 года был ранен в плечо и ногу, попал в окружение, выходил с боями. С марта 1942 года служил в должности стрелка отдельной оперативной роты. Награжден медалью «За боевые заслуги». Принимал участие в боях с немцами в районах Брянска, Сухиничи, Козельска. В сентябре 1941-го в районе Ливны Кочневым были пойманы 4 немецких летчика. В сентябре 1943 года после освобождения Харькова принимал участие в поимках предателей и диверсантов, а также скрывавшихся немцев, офицеров и солдат «СС», участвовал в оперативных заданиях в составе 2-го Украинского фронта. В ноябре 1945 г. награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» «Бабушки Тони тоже давно нет, но ее глаза, руки, голос навсегда в нашей памяти, – продолжает Марина Борисовна. – Имея образование в несколько классов, она знала всё обо всём. Помню, как приучала меня к чистоте и порядку, была отменной хозяйкой и аккуратисткой. В детстве мне казалось, что бабушка никогда не отдыхает».

Антонина Степановна имела большой трудовой стаж, последнее ее место работы было в гранильном цехе Малышевского рудоуправления, где она трудилась огранщицей настоящих изумрудов. Числилась одним из лучших специалистов, имела свое клеймо, свой товарный знак. Во время войны в тылу работала в военизированной охране стрелком, охраняла продовольственные склады с оружием в руках.

«Она рассказывала, как из репродуктора, который был расположен в центре поселка Изумруд, была провозглашена страшная весть о начале войны. Мужчины ушли на фронт, все заботы легли на женские плечи, – говорит Марина Борисовна. – А еще, как шел ее Петя в 45-м по улице, на которой они жили, а играющие там дети кричали: «Папка чей-то с войны вернулся!» И продолжали бежать с криками за ним, чтобы увидеть, чей, а он к ним во двор завернул. Мой отец был одним из четырёх детей бабушки с дедушкой».

…Встреча потомков рода Кочневых на уральской земле состоялась. На том же месте, где жила семья Григория и Матрёны, стоит дом, который принадлежит одному из родственников. «Нас собралось около двадцати человек, но если бы смогли приехать все, нас  было бы более пятидесяти, – рассказывает Марина Борисовна. – Эмоции переполняли. Время пролетело мгновенно, каждому хотелось узнать, расспросить, рассказать, поделиться фотографиями, показать  видео из своих семейных архивов. Пройдет немного времени, и наши потомки будут с удивлением и интересом рассматривать теперь уже нас на старых семейных фотографиях и рассказывать своим детям и внукам о  предках из крепкого уральского  фамильного рода Кочневых».

 

Татьяна КОЗАРЬ #22 от 1 июня 2017 года

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер