«Как же долго ехал я с войны». Так говорил своим родным Андрей Иванович Гайсенюк
Как будто солдат беспокоился: как примут дома? Но его очень ждали – Павлина, молодая жена, писала письма и в ответ получала такие же теплые слова признания и заботы.
«Как долго я ехал…» Может, в этих словах было что-то другое – пережитые ужасы войны и желание, чтобы всё поскорее закончилось – даже воспоминания.
Дошли и до Берлина, и до Порт-Артура
Решение о том, что СССР вступит в войну с Японией, было принято на Ялтинской конференции в феврале 1945 года. В ночь на 9 августа начались боевые действия против японских войск на фронте длиной более четырех тысяч километров, в том числе в портах Далянь (Дальний) и Люйшунь (Порт-Артур).
Именно Порт-Артур упоминал рядовой Гайсенюк, когда рассказывал своим родным о войне.
«Андрей Иванович родился в деревне Мечиславка Ульяновского района Зиновьевского округа Украины. Туда и вернулся после войны, – продолжает рассказ Андрей Васильевич. – Его отец Иван Гайсенюк, мой прадед, тоже воевал, с боями дошел до Берлина. А дед Андрей на Великую Отечественную не успел по возрасту, молод был. Он пошел добровольцем на другой фронт – с япон-ским милитаризмом. Про то, как воевал, не рассказывал никаких подробностей. Но зато с гордостью подчеркивал, что был артиллеристом».
Советско-японская война, по некоторым оценкам, считается молниеносной – с 9 августа по 2 сентября 1945 года. Но лёгкой она не была. Враги не сдавались в плен, предпочитая смерть, и убивали парламентариев, которые шли к ним с мирными предложениями. Даже один день на фронте может перевернуть все представления о жизни, заставит так сильно захотеть мира! Наверное, поэтому: «Как же долго я ехал с войны…»
Дед Андрей
«Горжусь, что меня назвали в честь деда Андрея. Я его хорошо помню. Он был добрый, заботился о своих близких, и о нас, его внуках – родных и двоюродных. Но даже когда мы были совсем маленькими, знали, что при нём шалить нельзя. Дисциплина! Как он этого добивался? Не знаю. Но у каждого из нас перед кроватью стоял стул, куда аккуратно складывалась одежда. А постель заправлялась «по струночке».
Настоящее, мужское воспитание! Мы боялись услышать от него: «Вот не стану на мотоцикле катать!» Это для нас было самым действенным наказанием за провинность. Зато поездка с дедом на мощном «ИЖ Юпитер-5» считалась главной наградой».
Бабушка Анастасия
«У Анастасии – родной сестры деда Андрея Ивановича – своя страшная история, связанная с военным временем», – рассказывает дальше Андрей Васильевич.
Анастасия Ивановна была узницей концлагеря. Юношей и девушек, которые не успели спрятаться от карателей, грузили в вагоны для скота и отправляли с оккупированной территории в Германию. Там Анастасия Гайсенюк, как и все другие, была лишена даже имени. Татуировку с лагерным номером после возвращения она прятала под одеждой. Всегда, даже летом, ходила в кофте с длинными рукавами.
Какие ужасы пережила девушка в концлагере, об этом можно было только догадываться. «Она ни с кем после возвращения не общалась, – рассказывает сейчас её внук. – Опасалась всех и никого к себе не подпускала. Так и не вышла замуж. Нянчилась только с племянниками, двоюродными внуками – в их числе был и я. Конфетами угощала всех нас. Очень, очень добрая была».
Ворошиловский стрелок
«Каждый год 9 Мая дед Андрей, надев награды на пиджак военного покроя – а только боевых медалей у него было четыре, остальные юбилейные – с ветеранами, с односельчанами собирались вместе и шли по главной деревенской улице. Заходили они по пути во все дома, потому что в каждой семье есть герой, или там хранят память о ветеране. Потом шли в центр, к памятнику погибшим односельчанам и солдатам, что полегли в окрестностях нашего села, в сражениях за Мечиславку. И поминали их, – рассказывает внук ветерана. – Сейчас тоже соблюдается эта традиция. А как иначе? Много из этой деревни погибло».
А здесь, в нашем городе Муравленко, 9 Мая семья Гайсенюк участвует в акции «Бессмертный полк». В этом году сын Андрея Васильевича и Натальи Владимировны Данил с гордостью нес портрет героя. Семиклассник знает о своем прадедушке и очень похож на него, причем, по-моему, не только внешне. За спокойным характером чувствуется внутренняя сила. Это видно даже по его увлечениям: Данил успешно занимается в тире, умеет стрелять из малокалиберной винтовки – в этом году в соревнованиях среди школьников в составе своей команды занял призовое место. А так как он отлично бегает на лыжах, то подумывает стать биатлонистом. Хорошая спортивная мечта!
…Ветеран Андрей Иванович Гайсенюк дожил до внуков и правнуков. Ушел из жизни в 2011 году.
«Как же долго ехал я с войны…» А ведь он так и не вернулся оттуда. Все годы мучила тяжелая контузия. Все годы – воспоминания о боях и горькая память о потерях. И всю жизнь он жил, как на передовой, оставаясь крепким духом, несгибаемым воином – как герой фильма «Ворошиловский стрелок». Однажды, когда по телевизору показывали парад неофашистов, старый солдат Андрей Гайсенюк, выпрямившись во весь рост, просто взял и запустил в экран то, что ему попалось под руку. Главное, чтобы это было тяжелым. Разбил телевизор. Телевизор… Да он и его товарищи жизни не жалели в борьбе с врагами! Но зато в свой удар он вложил всё негодование и протест. Он всю жизнь считал, что нет на земле места фашистам, чья идеология развязывает войны, где гибнут молодые и старики, женщины и дети. Нет места фашистам, у которых была цель – поработить многие народы или замучить в концлагерях. Нет места фашистам, которые принесли столько горя его односельчанам, его семье.
Фото Юлианны ФАЛЬШ
Вера ЗОЛОТОВА №23 от 8 июня 2017 г