«О войне папа молчал», - говорит дочь фронтовика Людмила Подопригорова
Идут года, идут. Какие сюрпризы ей готовит время, Людмила Александровна даже не могла предположить. Мысленно возвращаясь в детство, она вспоминает, что у них дома была сумка с документами, и любопытство часто заставляло ее заглядывать в нее: перебирать бумажки, книжечки, играть и рассматривать медали, которые там хранились. Это было интересно, а на вопрос: «Папа, откуда эти награды?» – он коротко отвечал: «Да в армии дали». Маленькая Людмила не знала, что эти блестящие «игрушки» отец заслужил на войне, которая ей, родившейся в 60-е, была знакома только по кинофильмам. Да и отец не афишировал, что он был на фронте, для нее папа и война вообще были несопоставимы.
Из рассказов сестер известно, что их папа интересовался танками Т-34, восхищался Маршалом Советского Союза Георгием Жуковым. А о своем фронтовом прошлом – молчал.
Дошёл до Кёнигсберга
А ведь Александр Донец прошел почти всю Великую Отечественную! Родился он 9 мая 1924 года в поселке Седово Новоазовского района Донецкой области, был призван на фронт в 1942-м, едва ему исполнилось восемнадцать лет.
Из документов архива Министерства обороны России Людмила Александровна и ее сестры узнали, что их отец служил в 128-м минометном полку резерва главного командования, был командиром орудия. Этот полк входил в состав 40-й армии Воронежского фронта. Александр Васильевич участвовал в штурме и освобождении Кёнигсберга. Именно там, в Калининграде, и встретил Победу.
В семье Людмилы Подопригоровой сохранилась только одна фотография военного времени, на ней Александр Васильевич Донец в гимнастерке. Дочь фронтовика предполагает, что снимок сделан после военной реформы 1943 года, когда петлицы сменили на погоны, по ним Людмила Александровна определила воинское звание своего отца – младший сержант. На сайте «Подвиг народа» она нашла запись о том, что Александр Донец награжден орденом Отечественной войны II степени, других сведений о наградах нет, но она помнит, что у него была не одна медаль, а три. Вот только названий их она не знает.
Так по крупицам собирает она сведения и бережно анализирует, сопоставляет, вспоминает. Сегодня все оставшиеся документы отца хранятся у сестры Ирины в Донецке.
Никогда не ссорились
После войны Александр Донец вернулся в родные края, позже переехал в город Моспино Донецкой области, пошел восстанавливать шахту, где потом всю дальнейшую жизнь проработал в забое шахтером. В этом же городе познакомился со своей будущей женой – Кларой Аркадьевной, которая выросла в Моспино. Во время войны город с октября 1941-го по сентябрь 1943 года находился под фашистской оккупацией. Однажды семью Клары Аркадьевны чуть не расстреляли за то, что ее мама работала до войны в городском исполкоме. Спасло то, что их предупредили, и они вовремя спрятались.
«Мама всегда переживала, провожая папу на работу. Бывало, что случались под землей обвалы, и шахтерам приходилось по несколько дней проводить в забое, ожидая помощи», – рассказывает Людмила Александровна. Она никогда не видела, чтобы родители ссорились, они до конца жизни были вместе, всё делали сообща: ухаживали за виноградником, следили за порядком в доме.
«Я была его дочечкой…»
Александр Васильевич и Клара Аркадьевна вырастили четверых детей. Старший сын Владимир стал первым помощником капитана, ходил в море, сейчас живет в Латвии. Дочери выбрали профессию воспитателя детского сада, Любовь впоследствии стала заведующей, живет в Москве, а Ирина осталась в Донецке. «Сестры и брат были намного старше меня. Когда я родилась, они уже все разъехались учиться. Папа мечтал еще об одном сыне, а появилась на свет я. Он меня ласково называл «сын-сылочкой», но чаще дочечкой, – говорит Людмила Подопригорова. – Отец везде и всюду брал меня с собой, я ему помогала и на верстаке работать, и велосипед чинить, вот только пальцы суну не туда – то кожу сдеру, то прищемлю. В общем, была, как мальчишка». Воспоминания об отце у Людмилы Александровны самые теплые: он был честным и справедливым человеком, заботливым и внимательным отцом. «А какие сюрпризы он мне готовил! Писал записки с заданиями, даже в клетки с кроликами прятал свои послания. А я носилась по всему двору, следуя указаниям, и в итоге находила желанную шоколадку или любимые конфеты», – вспоминает дочь ветерана.
Умер Александр Васильевич Донец в 1986 году, прожив всего шестьдесят два года. Дети Людмилы Александровны, его внуки, не застали деда в живых. Каждый год 9 Мая они вспоминают своего близкого человека. Для них это двойная дата: Праздник Победы, которая завоевана, в том числе и его мужеством, доблестью, стойкостью, и еще – день его рождения.
Бегут года, бегут. Не повернуть время вспять, иначе Людмила Александровна обязательно бы спросила у папы: «Почему ты мне ничего не рассказывал о войне? Тебе было страшно?»
Фото Юлианны ФАЛЬШ
Елена МИТРОФАНОВА №24 от 15 июня 2017 года